Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 сентября 2015 г. N 1078
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.А. Зырянова, государственного инспектора, А.Н. Белкиной, государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "ЭлектроКлуб" на действия заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Центральная основная общеобразовательная школа (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управление образования администрации Идринского района (далее - уполномоченный орган) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт МКОУ Центральная ООШ, а также приобретение и монтаж оборудования" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0319300021015000025, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ЭлектроКлуб" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО "ЭлектроКлуб" следует, что в извещении о проведении закупки ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не указаны, в пункте 21 общих сведений об электронном аукционе установлено, что участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, пункт 30 устанавливает необходимость представления во второй части заявки декларации о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель подателя жалобы ООО "ЭлектроКлуб" Терских В.В. (доверенность N12/01-2015 от 12.01.2015);
- представитель уполномоченного органа - Кононенко В.Е. (доверенность N1204 от 03.08.2015).
Заказчик, будучи уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в адрес Красноярского УФАС России не направил, ходатайствовал о рассмотрении в свое отсутствие.
Представитель уполномоченного органа направил в адрес Красноярского УФАС письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просил признать жалобу необоснованной, а действия заказчика, уполномоченного органа не нарушающими требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель подателя жалобы ООО "ЭлектроКлуб" представил Комиссии дополнения к жалобе, из которых следует, что в пунктах проекта контракта имеются ряд противоречий:
В пункте 2.4 проекта контракта заказчиком указано, что: "Оплата за выполненные работы производится, в течении 30 дней, после принятия от подрядчика, должным образом оформленного комплекта документов первичной отчетности, в том числе, акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), полного пакета исполнительной документации (акт на скрытые работы, сертификаты на используемые в строительстве материалы и оборудование и т.д.), при условии исполнения подрядчиком пункта 4.1.10 ("Вывезти в течение двух дней со дня подписания акта о приемке завершённого строительством объекта за пределы объекта, инструменты, приборы, инвентарь, строительные материалы, изделия, конструкции и другое имущество, а также строительный мусор") настоящего контракта.
По мнению подателя жалобы согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком выполненной работы (ее результатов) не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе ("Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа)". В проекте контракта срок оплаты выполненной работы не зависит от даты подписания документа о приемке, а зависит: 1) от даты принятия от подрядчика должным образом оформленного акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2); 2) от даты принятия от подрядчика должным образом оформленной справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3); 3) от даты принятия от подрядчика полного пакета исполнительной документации, 4) от даты вывоза мусора.
Дата приемки выполненных работ (подписание документа о приемке) в условиях исчисления срока на оплату не содержится в проекте контракта.
Содержаться противоречия между пунктами 2.4. и 2.7. проекта контракта, которые заключаются в том, что согласно пункту 2.7. оплата за выполненный объем работ осуществляется поэтапно, а согласно пункту 2.4. оплата только после окончания всего объёма работ и предоставления всех документов, в том числе исполнительной документации.
Пункт 5.2. проекта контракта определяет срок, в течение которого заказчик должен приступить к приемке результатов выполненных работ (отдельного этапа), но не устанавливает срок, оформления результатов такой приемки, то есть срок в течение которого приемка работ должна быть завершена, что является нарушением требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Пункт 5.9. проекта контракта предусматривает, что результат работ и риск его случайной гибели, повреждение переходит заказчику с момента подписания акта сдачи-приемки работ акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акта сдачи-приемки работ.
В описании объекта закупки, срок гарантии - не менее 24 месяцев со дня ввода объекта в эксплуатацию.
По мнению подателя жалобы, дата ввода объекта в эксплуатацию не зависит от подрядчика и, как правило, наступает намного позже окончания строительства.
Таким образом, установление гарантийного срока не от даты приемки работ (законченного строительством объекта), а от даты ввода объекта в эксплуатацию, существенным образом нарушает права и законные интересы подрядчиков - участников закупки.
В пункте 25 таблицы "Технические требования к применяемым материалам указано "Гравий керамзитовый, фракция от 10 до 20 мм, марка по насыпной плотности М 800, прочность не менее 4,5 мПа, потеря массы при кипячении в %: не более 8". В ведомости объёмов работ имеется только один пункт, соответствующий указанному материалу: Гравий керамзитовый, фракция 10-20 мм, марка 600.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт МКОУ Центральная ООШ, а также приобретение и монтаж оборудования".
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Анализ извещения о проведении закупки Комиссии показал, что в извещении не содержится информации об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), где участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, что нарушает требование статьи 64 Закона о контрактной системе. Однако, в пункте 21 общих сведений об электронном аукционе установлено, что участниками электронного аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, пункт 30 устанавливает необходимость представления во второй части заявки декларации о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Следовательно, Комиссия отмечает, что несмотря на нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, отсутствие информации об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в извещении, документация закупки содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона.
Вместе с этим, анализ аукционной документации Комиссии показал, что в проекте муниципального контракта в пункте 2.4 проекта контракта указано, что: "Оплата за выполненные работы производится, в течении 30 дней, после принятия от подрядчика, должным образом оформленного комплекта документов первичной отчетности, в том числе, акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), полного пакета исполнительной документации (акт на скрытые работы, сертификаты на используемые в строительстве материалы и оборудование и т.д.), при условии исполнения подрядчиком пункта 4.1.10 настоящего контракта, при этом даты подписания заказчиком документа о приемке не содержится в проекте муниципального контракта, что нарушает часть 8 стати 30 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что в пункте 2.4 указано: "Оплата за выполненные работы производится, в течении 30 дней, после принятия от подрядчика, должным образом оформленного комплекта документов первичной отчетности, в том числе, акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), полного пакета исполнительной документации (акт на скрытые работы, сертификаты на используемые в строительстве материалы и оборудование и т.д.), при условии исполнения подрядчиком пункта 4.1.10 настоящего контракта"; в пункте 2.7 указано: "Авансирование работ по контракту не предусмотрено, оплата за выполненный объем работ осуществляется поэтапно, после предоставления форм КС-2; КС-3". Следовательно, Комиссия усматривает в указанных пунктах противоречия о порядке и сроках оплаты выполненной работы, что нарушает пункт 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что в пункте 5.2 проекта муниципального контракта указано: "Заказчик, получивший письменное сообщение подрядчика о готовности к окончательной сдаче работ (отдельного этапа), в срок в течение 5 (пяти) рабочих дней приступает к приемке результатов выполненных работ (отдельного этапа), назначает проведение приемочной комиссии и обеспечивает участие в ней представителей сторон. Сдача работ (отдельного этапа) подрядчиком и их приемка заказчиком оформляется актом сдачи-приемки работ, подписанным сторонами", однако срок, в течение которого оформляется результат такой приемки не определен заказчиком, что также нарушает требование части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, относительно довода подателя жалобы по поводу установления гарантийного срока не от даты приемки работ (законченного строительством объекта), а от даты ввода объекта в эксплуатацию, следовательно, дата ввода объекта в эксплуатацию не зависит от подрядчика и наступает намного позже окончания строительства. Данное установление условий гарантийного срока существенным образом не нарушает права и законные интересы подрядчиков, участников закупки, поскольку согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе, которая гласит, что требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Относительно довода указанного пункта 25 таблицы - Технические требования к применяемым материалам "Гравий керамзитовый, фракция от 10 до 20 мм, марка по насыпной плотности М 800, прочность не менее 4,5 мПа, потеря массы при кипячении в %: не более 8".
Согласно ГОСТ 9757-90, пункт 1.3.2. указано, что предельные значения марок по насыпной плотности для различных видов пористых гравия, щебня и песка должны соответствовать приведенным в таблице 4. При этом фактическая марка по насыпной плотности не должна превышать максимального значения, а минимальные значения приведены в качестве справочных.
Согласно таблицы 4 Гравий и щебень керамзитовый максимальное значение марки по насыпной плотности 600. Следовательно, указание заказчиком значений в позиции 25 таблицы Технические требования к применяемым материалам: "Гравий керамзитовый, _. марка по насыпной плотности М 800, не соответствует требованием ГОСТ 9757-90, что нарушает требование части 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.34, 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Электро Клуб" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 8 статьи 30, части 1 и 2 статьи 33, части 13 статьи 34, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Е.А. Зырянова |
|
А.Н. Белкина |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 сентября 2015 г. N 1078
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2015