Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 сентября 2015 г. N 1133
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудинова начальник отдела, А.Н. Белкина государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Стройтехгрупп", ООО "Строительно-Монтажная компания", ООО "Китой" на действия заказчика - Краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва" (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением оборудования по объекту: "Реконструкция нежилого здания под спортивно-учебный корпус КГАОУ СПО "ДУТОР" в г. Дивногорске, ул. Чкалова, 3а/1", извещение N1019200000615000001, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Стройтехгрупп", ООО "Строительно-Монтажная компания", ООО "Китой" (далее - податели жалоб), жалобы подготовлены в соответствии с требованиями части 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствуют требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалобы были приняты Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, а также подателям жалоб было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
Существо жалобы ООО "Стройтехгрупп": 1) В техническом задании (Приложение N1 к конкурсной документации) содержаться требования к товарным знакам без слов "или эквивалент"- пункты 309, 320, 448, 500, 1153, 1162, 1270, 1406; 2) пункт 5.2 проекта контракта гласит: "Материалы, используемые Подрядчиком при строительстве, и оборудование, приобретаемое Подрядчиком и необходимое для эксплуатации объекта, должны соответствовать утвержденной проектной документации, требованиям ГОСТ и ТУ...". Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. (тогда указывается код по ОКП на каждое изделие, материал ит.п.) Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя. Указание на ТУ в документации об аукционе является нарушением Закона о контрактной системе; 3) Пункт 13.6 проекта контракта гласит: "В случае если участник открытого конкурса в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляет банковскую гарантию, то срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц". Однако срок действия контракта заказчиком не установлен в виде конкретного временного диапазона: "Настоящий контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до полного исполнения ими своих обязательств либо до расторжения контракта" (пункт 14.5). Исходя из данных условий участнику закупки невозможно планировать срок, на который необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии; 4) Заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Существо жалобы ООО "Строительно-Монтажная компания": 1) Требования заказчика вводят в заблуждение участника закупки относительно формы документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе - согласно пункту "4.2. Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке" Информационной карты конкурса: обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Платежное поручение (либо его копия) или квитанция (либо ее копия) входит в состав заявки на участие в конкурсе, которая подается Заказчику.
Вместе с этим согласно пункту 4.5. Требования, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе" Информационной карты конкурса: заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
ООО "Строительно-Монтажная компания" не понятно, какой все таки документ достаточно приложить в составе конкурсной заявки для того, чтобы общество допустили к участию в конкурсе.
2) В соответствии с пунктом 2.4 Информационной карты конкурса функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки установлены в соответствии с техническим заданием (Приложение N2 к Конкурсной документации), с техническими требованиями к применяемым материалам, конструкциям (изделиям) и оборудованию (Приложение N4 к Конкурсной документации), в соответствии с утвержденной Заказчиком проектно-сметной документацией.
Приложение N 4 к Конкурсной документации является формой для заполнения, однако требования о его предоставлении в составе заявки участника закупки отсутствует.
ООО "Строительно-Монтажная компания" не понятно, необходимо ли предоставлять в составе заявки заполненную форму N4, что напрямую блокирует участие общества в данном конкурсе;
3) В техническом задании (Приложение N2 к конкурсной документации) содержаться требования к товарным знакам без слов "или эквивалент"- пункты 3237, 3266,3364, 3432, 3435, 3445, 3445, 3446.
Существо жалобы ООО "Китой": заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
На рассмотрении жалоб присутствовали:
- представители заказчика - Хоменко Л.А. (доверенность N509 от 21.09.2015); Малахова Т.Н. (доверенность N510 от 21.09.2015);
- представитель ООО "Китой" - Штумпф А.Ф. (доверенность N01 от 05.08.2015);
- заинтересованное лицо - ООО "СМУ N7" - Нархов А.А. (доверенность б/н от 22.09.2015).
ООО "Стройтехгрупп", будучи уведомленное надлежащим образом, явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечило, не ходатайствовало о рассмотрении в свое отсутствие.
ООО "Строительно-Монтажная компания", будучи уведомленное надлежащим образом, явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечило, не ходатайствовало о рассмотрении в свое отсутствие.
Представители заказчика представили в адрес Красноярского УФАС письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобах, просили признать жалобы необоснованными, а действия заказчика не нарушающими требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Рассмотрев жалобы, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения открытого конкурса "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением оборудования по объекту: "Реконструкция нежилого здания под спортивно-учебный корпус КГАОУ СПО "ДУТОР" в г. Дивногорске, ул. Чкалова, 3а/1".
На основании части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе открытый конкурс - конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса должны содержаться предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
Право выбора конкретного вида обеспечения (внесение средств или банковская гарантия) является правом участника закупки, ни заказчик, ни уполномоченный орган не имеет возможности влиять на подобный выбор.
Согласно пункта 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе, а также критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в отрытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа, если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе {платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Анализ конкурсной документации заказчика (изменений извещения о проведении открытого конкурса, информационной карты конкурса, инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе, техническое задание Приложение N1, техническое задание Приложение N2, проект контракта, Приложение N3, N4 заключение государственной экспертизы, локальные сметные расчеты) Комиссии показал, что необоснованными являются доводы подателей жалоб ООО "Стройтехгрупп", ООО "Строительно-Монтажная компания", относительно того, что:
1) В техническом задании (Приложение N1 к конкурсной документации) содержаться требования к товарным знакам без слов "или эквивалент"- пункты 309, 320, 448, 500, 1153, 1162, 1270, 1406;
2) В техническом задании (Приложение N2 к конкурсной документации) содержаться требования к товарным знакам без слов "или эквивалент"- пункты 3237, 3266,3364, 3432, 3435, 3445, 3445, 3446;
3) пункт 5.2 проекта контракта гласит: "Материалы, используемые Подрядчиком при строительстве, и оборудование, приобретаемое Подрядчиком и необходимое для эксплуатации объекта, должны соответствовать утвержденной проектной документации, требованиям ГОСТ и ТУ...". Технические условия разрабатывают на одно конкретное изделие, материал, вещество или несколько конкретных изделий, материалов, веществ и т. п. (тогда указывается код по ОКП на каждое изделие, материал ит.п.) Следовательно, определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя. Указание на ТУ в документации об аукционе, по мнению подателя жалобы, является нарушением Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе в соответствии с проектной документацией.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно статье 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.
Проектная документация, включая смету и результаты инженерных изысканий, по объекту "Реконструкция нежилого здания под спортивно-учебный корпус КГАОУ СПО "ДУТОР" в г. Дивногорске, ул. Чкалова, 3а/1" разработана заказчиком по договору с ООО "ПСМ "ПРОСТО", в КГАУ "Красноярская краевая государственная экспертиза", согласно которому получено положительное заключение государственной экспертизы N 24-1-5-0145-13 от 20.05.2013.
Комиссия отмечает, что на основании вышеизложенного, заказчик при подготовке технического задания (приложение N1, N2 к конкурсной документации) руководствовался требованиями к материалам, содержащимися в проектной документации на объект.
Комиссия отмечает, относительно довода подателя жалобы ООО "Стройтехгрупп" о невозможности планировать срок, на который необходимо предоставить обеспечение исполнение контракта в виде банковской гарантии. В разделе 13 проекта государственного контракта определены условия обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставление обеспечения в виде банковской гарантии.
Согласно пункту 13.6 проекта государственного контракта: "В случае, если участник открытого конкурса в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляет банковскую гарантию, то срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 13.9.8 проекта государственного контракта Срок действия банковской гарантии должен распространяться на весь период выполнения работ (с учетом возможных пролонгации, переносов сроков).
Период выполнения работ определен в пункте 3.1 проекта контракта: со дня следующего за днем заключения контракта, по 15 декабря 2016 года, согласно графику выполнения работ.
Вместе с этим, Комиссия отмечает, что согласно пункту 13.9.8 проекта государственного контракта в случае истечения срока действия банковской гарантии до момента выполнения Подрядчиком работ в полном объеме (независимо от того, изменялись ли сроки по взаимному согласию Сторон или имело место неисполнение обязательств одной из Сторон) банковская гарантия должна быть переоформлена на новый срок, покрывающий новый срок выполнения работ.
Относительно доводов подателей жалобы ООО "Стройтехгрупп", ООО "Китой" об отсутствии установления заказчиком дополнительных требований к участникам закупки согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99. Комиссия отмечает, что объектом закупки согласно конкурсной документации является выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением оборудования по объекту: "Реконструкция нежилого здания под спортивно-учебный корпус КГАОУ СПО "ДУТОР" в г. Дивногорске, ул.Чкалова, 3а/1 указанные работы, включены в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (согласно сведениям изменений извещения о проведении открытого конкурса объект закупки классифицирован заказчиком в рамках кода 45 ОКПД), начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 150 млн. рублей (установлена заказчиком в размере 247 742 500,00 рублей). Однако, в соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56. 57. 59, 72, 83. 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик обязан осуществлять закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
Как отмечалось выше, объектом закупки открытого конкурса является: "Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ с приобретением оборудования по объекту: "Реконструкция нежилого здания под спортивно-учебный корпус КГАОУ СПО "ДУТОР" в г. Дивногорске. ул. Чкалова. 3а/1". Указанные работы не входят в данный перечень.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются в случае, если закупки таких товаров, работ, услуг осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Комиссия отмечает, что согласно Письма Минэкономразвития России и ФАС России от 28.08.2015 N23275-ЕЕ/Д28и и NАВ/45739/2015 "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, заказчик вправе провести либо открытый конкурс без установления дополнительных требований, либо электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к постановлению N99. Следовательно, на основании вышеизложенного Комиссия отмечает, что заказчиком правомерно выбран способ проведения закупки путем открытого конкурса без установления дополнительных требований.
Относительно противоречий, отмеченных подателем жалобы ООО "Строительно-Монтажная компания" между разделами конкурсной документации, Комиссия отмечает, что пункте 4.2. Информационной карты конкурсной документации установлены возможные способы обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе (внесение денежных средств или банковская гарантия), вместе с этим, полужирным шрифтом в указанно пункте обозначены требования к документам, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а именно: "Документами, подтверждающими внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе являются платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия". Пункт 4.5. Информационной карты содержит требования, предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе, в котором также изложены требования к документам, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Относительно противоречия: Приложение N 4 к конкурсной документации содержит технические требования к применяемым материалам, конструкциям (изделиям) и оборудованию и не является формой для заполнения.
Согласно пункту 3 "К конкурсной заявке обязательно заполняется" Инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе (раздел 3.3 конкурсной документации)обязательно заполняется к конкурсной заявке: Приложение N 1 к конкурсной заявке "Предложение участника открытого конкурса"; Приложение N 2 к конкурсной заявке путем проставления в соответствующих пунктах конкретных технических характеристик, согласно "Техническим требованиям к применяемым материалам, конструкциям (изделиям) и оборудованию" (указанным в приложении N 4 к конкурсной документации).
В случае не заполнения участником приложения N 2 к конкурсной заявке будет считаться, что такой участник не подтвердил конкретные технические характеристики, что является основанием для отказа в допуске участника закупки к участию в конкурсе.
Кроме того, в приложении N 2 к конкурсной заявке также обращается внимание участника закупки на обязательность заполнения указанного приложения.
Следовательно, на основании вышеизложенного Комиссия отмечает, что конкурсная документация не содержит противоречий, обращает внимание участников закупки на требования к оформлению и предоставлению документов для участия в конкурсе.
В результате сопоставления и сравнительного анализа сведений конкурсной документации, доводов подателей жалоб, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.34, 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия приняла решение признать жалобы ООО "Стройтехгрупп", ООО "Строительно-Монтажная компания", ООО "Китой" необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.Н. Белкина |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 сентября 2015 г. N 1133
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2015