Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 октября 2015 г. N 1179
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, П.М. Зинкеева, государственного инспектора отдела контроля закупок, рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия заказчика - Главного управления образования администрации г. Красноярска (далее - заказчик), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации г. Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту для создания дошкольных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель заказчика Баранникова Ю.А. (доверенность N33 от 27.07.2015);
- представитель уполномоченного органа Лузан Н.Ф. (доверенность N1 от 12.01.2015);
- представитель УЭБ и ПК ГУ МВД РФ по Красноярскому краю Макаревич Д.Н. (на основании служебного удостоверения).
ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы явку представителей не обеспечило.
Существо жалобы: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" содержит следующие доводы:
1) Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 устанавливает различные размеры штрафов в зависимости от цены контракта, при этом цена контракта на момент подготовки проекта контракта, прикладываемого к документации о закупке, заказчику неизвестна. В проекте контракта должна содержаться информация о всевозможных значениях размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, однако она отсутствует.
2) Аукционная документация устанавливает противоречивые требования к участникам. В проекте контракта предполагается возможность заключения контракта с физическим лицом, поскольку пункт 2.3 гласит:
"В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица сумма, подлежащая уплате физическому лицу уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта".
Однако пункт 3 Документации об электронном аукционе содержит требование о наличии у участника действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Данное свидетельство не может выдаваться физическим лицам, членами СРО могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
3) Предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту для создания дошкольных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска. Эти дошкольные учреждения располагаются в разных районах города Красноярска и не связаны между собой. Считаем, что укрупнение лота ведет к повышению размера обеспечения, а, следовательно, влечет вытеснение хозяйствующих субъектов, не способных выполнить требование об обеспечении заявки, исполнении контрактов.
4) В документации отсутствуют сведения о случаях предоставления Подрядчику в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней). Нарушено положение пункта 6.1 статьи 34 44-ФЗ.
5) Согласно информации официального сайта, дата и время подачи заявок на участие в электронном аукционе - 07.09.2015 г. Однако пункт 17 Документации об электронном аукционе при этом устанавливает дату начала срока предоставления разъяснений - 08.01.2015 г. Заказчик, таким образом, указывает противоречивую информацию о сроке предоставления разъяснений участникам закупки. Тем самым нарушено право участника закупки, закрепленное в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены следующие пояснения:
1) "Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" регламентирует порядок предоставления отсрочки уплаты неустоек, штрафов, пени, вне зависимости от дифференциации по суммам контракта и действует до 01 января 2016 года. За ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом". Ответственность сторон в соответствии с Постановлением Правительства от 25.011.2013 N 1063 предусмотрена разделом 7 проекта муниципального контракта. Таким образом, доводы жалобы о несоответствии проекта контракта действующему законодательства не обоснованы.
2) В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Включение данного условия в проект муниципального контракта не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе и не ограничивает прав участников закупки.
3) Доводы жалобы об ограничении числа участников закупки путем объединения в одну закупку выполнение работ по капитальному ремонту для создания дошкольных мест в нескольких муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска также не основаны на фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При формировании предмета аукциона Заказчик руководствуется не только обеспечением расширения круга участников закупки, но и целесообразностью укрупнения или разделения лотов в целях реализации принципа ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд и эффективности осуществления закупки.
4) По факту не включения в документацию о проведении электронного аукциона правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" поясняем, что, в соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положения, регламентирующие порядок отсрочки уплаты неустоек, списания начисленных сумм неустоек не являются обязательным для включения в проект контракта. Указанное Постановление регулирует отношения, возникающие при неисполнении (нарушении) условий уже заключенного муниципального контракта со стороны подрядчика (поставщика, исполнителя) и имеет отлагательные условия применения.
5) По доводам жалобы, изложенном в пункте 5 поясняем, что в связи с технической ошибкой, допущенной при размещении информации в единой информационной системе на сайте zakupki.gov, в документации об электронном аукционе действительно было допущено некорректное указание срока предоставления разъяснений. Вместе с тем, полагаем, что права заявителя жалобы не были нарушены указанным обстоятельствам, так как никаких запросов о разъяснении от заявителя не поступало, заявитель также не изъявил намерения участвовать в данном электронном аукционе. На момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту для создания дошкольных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждений не было подано ни одной заявки".
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также документы, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно письму ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей" заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Комиссией установлено, что документация об электронном аукционе не содержит всех возможных значений размеров штрафов, предусмотренных Правилами для каждого порогового значения цены контракта.
В документации об электронном аукционе отсутствуют сведения о случаях предоставления Подрядчику в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней).
Указанные обстоятельства являются нарушением требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 65 3акона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 3акона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации, представленной на официальном сайте, дата и время подачи заявок на участие в электронном аукционе - 07.09.2015, дата окончания подачи заявок - 28.09.2015.
При этом, пункт 17 документации об электронном аукционе устанавливает дату начала срока предоставления разъяснений - "08" октября 2015 г., дата окончания - "25" октября 2015 г. включительно. Таким образом, заказчиком указывается информация о сроке предоставления разъяснений, противоречащая требованиям статьи 65 Закона о контрактной системе.
При этом права и законные интересы подателя жалобы и участников закупки не были нарушены, так как на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном не было подано ни одной заявки.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с документацией об электронном аукционе заказчик имеет потребность в выполнении работ по капитальному ремонту для создания дошкольных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Красноярска. Данные дошкольные учреждения располагаются в различных районах города Красноярска, являются самостоятельными объектами капитального строительства в отношении которых предусматривается проведение различных работ. При этом, работы, выполнение которых предусмотрено в указанных учреждениях, не связаны между собой как технологически, так и функционально, так как проведение работ в одном учреждении не влияет на выполнение работ в прочих, указанных в документации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о включении заказчиком в состав закупки работ, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, выполнение, которых являются предметом торгов.
Комиссией установлено, что на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки. Таким образом, электронный аукцион не состоялся.
При указанных обстоятельствах Комиссия делает вывод о нецелесообразности выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1.Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" частично обоснованной.
2.Признать Заказчика нарушившим требования статей 34, 64 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
3.В связи с тем обстоятельством, что торги не состоялись, предписание не выдавать.
4.Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для решения вопроса о принятии мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.М. Макаревич
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 октября 2015 г. N 1179
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2015