Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 октября 2015 г. N 1187
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Н.А. Яхонтовой, главного специалиста - эксперта, Е.С. Зыряновой - государственного инспектора рассмотрев жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" и ООО "Бизнес-Строй" на действия уполномоченного органа - муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками", заказчика - муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ на объекте капитального строительства: "Реконструкция стадиона "Труд" в г. Лесосибирске" V очередь", извещение - 0819300031915000279 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" и ООО "Бизнес-Строй" на действия уполномоченного органа - муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" (уполномоченный орган), заказчика - муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ на объекте капитального строительства: "Реконструкция стадиона "Труд" в г. Лесосибирске" V очередь", извещение - 0819300031915000279 (далее - аукцион, жалобы).
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежали принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалоб.
На рассмотрение жалобы явились представители заказчика по доверенности Кобылец Д.А., Манылова С.Э.
Представители подателей жалоб на заседание комиссии не явились, о дате, месте и времени рассмотрения жалоб извещены надлежащим образом.
Из содержания жалоб следует, что аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика пояснили, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобы и приложенные к ним материалы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в гаком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Частями 3, 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня to даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.
Аукционная документация содержит надлежащее описание объекта закупки в техническом задании, также в состав аукционной документации входит сметный расчет, что является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта и проект контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства на о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемпи организацией свидетельство о допуске к работам но организации строительства.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и. соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Поскольку объектом закупки является реконструкция стадиона "Труд", то на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в аукционной документации, является у участника закупки исключительно свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемою саморегулируемой организацией.
При этом работы по установке системы автоматического пожаротушения, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, не является самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав подрядных работ по реконструкции стадиона труд.
Кроме того, согласно пункту 5.1.6. проекта муниципального контракта аукционной документации подрядчик обязан обеспечивать при проведении работ выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды и пожарной безопасности.
Пунктом. 5.1.17. проекта муниципального контракта предусмотрено что подрядчик обязан предоставить Заказчику необходимые акты допуска в эксплуатацию на смонтированное оборудование, а также всю иную разрешительную и сдаточную документацию. Если в ходе приемки работ обнаружены дефекты материалов, оборудования, деталей и узлов или же выполненные на Объекте работы не отвечают требованиям Муниципального контракта, СП. ГУ: ГОСТ и других нормативных актов. Подрядчик устраняет такие недостатки или производит соответствующую замену за свой счет в указанные Муниципальным заказчиком сроки, согласно пункту 7.1 муниципального контракта "Выполненные Подрядчиком работы, указанные в пункте 1.1 настоящею контракта (пункта 1.1 по настоящему Контракту Подрядчик обязуется своими материалами, средствами и силами выполнить работы на объекте капитального строительства: "Реконструкция стадиона "Труд" в г. Лесосибирске" V очередь (далее - Объект), и после выполнения работ в срок, установленный настоящим Контрактом, передать их Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять работы и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену), должны соответствовать по качеству условиям настоящею Контракта, требованиям технических регламентов, СП, техническому заданию, а также иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации".
Пункт 7.2 проекта муниципального контракта говорит о том, что "В случае если работы, указанные в пункте 1.1 настоящего Контракта, выполнены Подрядчиком с отступлениями or условий настоящего Контракта, приведшими к ухудшению качества Объекта или с иными недостатками. Подрядчик безвозмездно устраняет недостатки в течение 10 (десяти) рабочих дней, с момента составления сторонами акта о выявленных недостатках, дефектах, в котором должны быть установлены порядок и сроки их устранения. Для участия в составлении указанного акта Подрядчик обязан направить своего представителя не позднее 2 (двух) дней со дня получения письменного извещения Муниципального заказчика. Гарантийный срок в этом случае продлевается соответственно на период устранения недостатков, дефектов".
В соответствии с пунктом7.3. проекта муниципального контракта "Муниципальный заказчик вправе предъявить Подрядчику требования в связи с ненадлежащим качеством работ при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока, установленного п.2.2. настоящего Контракта (п.2.2. Гарантийный срок на весь объем работ, выполненных Подрядчиком и техническое обслуживание, устанавливается в 5 (пять) лет с момента подписания Муниципальным заказчиком актао приемки выполненных работ)".
Комиссия Красноярского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО "Стройтехгрупп" установила следующее.
Частью 1 статьи 59 Закон о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем. к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о размещении заказов указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников 'закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной систмее и инструкция по ее заполнению.
Частями 3, 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о гаком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.
Требования к материалам, используемых при выполнении работ, содержатся в техническом задании, а именно в "Технические требования к применяемым материалам", являющейся неотъемлемой частью технического задания.
Информация, изложенная заказчиком в описании объекта закупки, устанавливает, что требования, предъявляемые к материалам, используемых при выполнении работ, содержаться в приложении "Технические требования к применяемым материалам", являющейся неотъемлемой частью аукционной документации.
Таким образом, содержание "Технические требования к применяемым материалам" говорит о том, что в указанном разделе аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом изложены требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а также максимальные и (или) минимальные, неизменные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, установленным заказчиком требованиям в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Аукционная документация содержит надлежащее описание объекта закупки в техническом задании, также в состав аукционной документации входит сметный расчет, что является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта и проект контракта.
Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что имеет место быть проектная документация: шифр 28-10 "Реконструкция стадиона "Труд" в г. Лесосибирске". Получено положительное заключение государственной экспертизы от 08.02.2013г. N24-1-5-0049-13.
В Разделе 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" Подраздел "Система электроснабжения" проектной документации, в помещениях душевых, туалетов, раздевалок для установки указан светильник НПП ОЗМ-100-001 с характеристиками прописанными в аукционной документации (кол-во и мощность ламп 1x100 Вт: номинальное напряжение 220 В, 50 Гц; тип патрона - Е27; материал корпуса - сталь: рассеиватель - силикатное стекло; степень защиты - IP 65).
В описании данного светильника, а именно характеристика - "количество и мощность ламп 1x100 Вт", конкретно не указывался тип источника света, либо это лампа накаливания, светодиодная или энергосберегающая лампы, таким образом, при установке данного светильника, можно применять как энергосберегающую, так и светодиодную лампы, мощности которых соответствуют мощности источника - 100 Вт и которые имеются в свободной продаже на данный момент. Указанный подателем жалобы Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором говорится о том, что "вводится запрет на производство, импорт, продажу с 1 января 2011 года ламп накаливания мощностью 100 Вт и более" не распространяется на светодиодные и энергосберегающие лампы.
Утверждение подателем жалобы о том. что лампы мощностью 100 Вт не выпускаются, не нашел своего подтверждения, более того, представителем заказчика представлен вариант лампы с характеристиками: энергосберегающая лампа 20 Вт соответствует лампе накаливания в 100 Вт).
В проектной документации (шифр 28-10) указан завод-изготовитель данного светильника - ОАО "АСТЗ". На сайте данного завода www.astz.ru. в разделе "продукция" - "промышленное освещение", имеются характеристики.
Согласно пункта 1.1. проекта Муниципального контракта аукционной документации "На основании ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" условия настоящего Контракта могут быть изменены по соглашению сторон. Таким образом, приложение N1 - техническое задание, которое является неотъемлемой частью проекта Муниципального контракта, может быть изменено и дополнено.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и. соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Поскольку объектом закупки является реконструкция стадиона "Труд", то на основании пункта 1 части I статьи 31 Закона N44-ФЗ условием допуска к участию в данном аукционе, устанавливаемым в аукционной документации, является у участника закупки исключительно свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией.
При том работы по установке системы автоматического пожаротушения, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию МЧС, является самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав подрядных работ по реконструкции объекта.
Кроме того, согласно пункта 5.1.6. проекта муниципального контракта аукционной документации "Подрядчик обязан обеспечивать при проведении работ выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды и пожарной безопасности".
Пунктом. 5.1.17. проекта муниципального контракта предусмотрено что "Подрядчик обязан предоставить заказчику необходимые акты допуска в эксплуатацию на смонтированное оборудование, а также всю иную разрешительную и сдаточную документацию. Если в ходе приемки обнаружены дефекты материалов, оборудования, деталей и узлов или же выполненные на объекте работы не отвечают требованиям Муниципального контракта. СП. ТУ, ГОСТов и других нормативных актов. Подрядчик устраняет такие недостатки или производит соответствующую замену за свой счет в указанные Муниципальным заказчиком сроки", согласно п.7.1. "Выполненные Подрядчиком работы, указанные в п.1.1 настоящего Контракта (п.1.1. По настоящему контракту подрядчик обязуется своими материалами, средствами и силами выполнить работы на объекте капитального строительства: "Реконструкция стадиона "Труд" в г. Лесосибирске" V очередь (далее - Объект), и после выполнения работ в срок, установленный настоящим Контрактом, передать их Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять работы и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену), должны соответствовать по качеству условиям настоящего Контракта, требованиям технических регламентов. СП. техническому заданию, а также иным обязательным требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации;).
Пункт 7.2. проекта муниципального контракта говорит о том, что "В случае если работы, указанные в п.1.1 настоящего Контракта, выполнены Подрядчиком с отступлениями от условий настоящего Контракта, приведшими к ухудшению качества Объекта или с иными недостатками. Подрядчик безвозмездно устраняет недостатки в течение 10 (десяти) рабочих дней, с момента составления сторонами акта о выявленных недостатках, дефектах, в котором должны быть установлены порядок и сроки их устранения. Для участия в составлении указанного акта Подрядчик обязан направить своего представителя не позднее 2 (двух) дней со дня получения письменного извещения Муниципального заказчика. Гарантийный срок в этом случае продлевается соответственно на период устранения недостатков, дефектов".
В соответствии с пунктом 7.3. проекта муниципального контракта "Муниципальный заказчик вправе предъявить Подрядчику требования в связи с ненадлежащим качеством работ при условии, если такое качество выявлено в течение гарантийного срока, установленного п.2.2. настоящего Контракта (п.2.2. Гарантийный срок на весь объем работ, выполненных Подрядчиком и техническое обслуживание устанавливается в 5 (пять) тег с момента подписания Муниципальным заказчиком акта о приемки выполненных работ)".
Таким образом, согласно условиям проекта Муниципального контракта, подрядчик несет ответственность за выполненные работы на объекте.
Подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что наличие в составе аукционной документации характеристики светильника или лицензии МЧС создало одном участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также поясняем, что заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов регулируются как нормами гражданского законодательства, так и положениями законодательства о закупках. С учетом того, что государственный (муниципальный) контракт (далее контракт) представляет собой гражданско-правовой договор с различием лишь в субъектном составе и целях заключения, к нему применяются нормы гражданского законодательства, например, регулирующие условия контракта. Ограничения на изменение условий контракта установлены Законом о контрактной системе.
Закон о контрактной системе содержится перечень условий контракта, изменение которых не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Проект контракта документации об аукционе содержит условие об уменьшении суммы, и подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (пункт 3.6).
Также комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой липа, и контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (пункт 13 статьи 34 Закона о контрактной системе). Отсутствие в проекте контракта данного условия является нарушением Закона о контрактной системе).
Ввиду изложенного, указанное условие необходимо отражать в проекте контракта, размещаемом в составе документации о закупке.
Таким образом, заказчик установил в проекте контракта обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, что не нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к липам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 4.1. Информационной карты аукционной документации к участникам закупки установлены следующие требования. а именно: "Наличие у Подрядчика действующего свидетельства": наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые влияние на безопасность объектов капитального строительства, вы тайного саморегулируемой организацией, в соответствии с техническим заданием.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству и реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о тортах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Необходимо отметить, что требования в отношении видов работ по строительству. реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, могут осуществляться только при наличии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (гетто ряд" или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.
Кроме того, Министерство экономического развития Российской Федерации поддерживает данную точку зрения по вопросу предоставления свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в своем письме от 27.07.2015г. N Д28и-2149.
На основании изложенного, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что довод подателя жалобы о том, что Заказчиком в проекте муниципального контракта установлены противоречивые требования к участникам, не находит своего подтверждения.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств но контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом ,i исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера петит, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пенен).
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта в полной мере установлено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика установления в проекте контракт предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени).
Таким образом. Заказчиком предоставляется отсрочка уплаты неустоек (штрафов, пени) в общем порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
При этом, согласно пункту 8.1 проекта контракта документации об Аукционе, ответственность сторон определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
Вместе с тем. подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обязанность Заказчика установить в проекте контракта предоставления отсрочки уплаты неустоек.
Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что довод подателя жалобы о том, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлено предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пени), не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Стройтехгрупп" и ООО "Бизнес-строй" необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Н.А. Яхонтова |
|
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 октября 2015 г. N 1187
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2015