Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 октября 2015 г. N 1197
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Н.А. Яхонтовой, главного специалиста - эксперта, Е.С, Зыряновой - государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "Бизнес-строй" на действия зказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Огурская средняя общеобразовательная школа" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "капитальный ремонт МБОУ Огурской СОШ, для размещения двух дошкольных групп", извещение - 0319300209615000005 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Бизнес-строй" на действия зказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Огурская средняя общеобразовательная школа" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "капитальный ремонт МБОУ Огурской СОШ, для размещения двух дошкольных групп", извещение - 0319300209615000005 (далее - аукцион, жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления письменные пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрение жалобы явились представители заказчика по доверенности Егельская А.А., Нелюбина Г.В., представили письменные пояснения по жалобе.
На рассмотрение жалобы представитель подателя жалобы не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Из содержания жалобы следует, что документация электронного аукциона составлена с существенным нарушением Заказчиком Закона о контрактной системе, а именно: предметом контракта не являются работы, услуги, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а объем подлежащих выполнению работ по капитальному ремонту МБОУ Огурской СОШ, для размещения двух дошкольных групп четко определён проектно-сметной документацией, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе; заказчиком установлено неправомерно требование о наличии у участников закупки копии действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к следующим видам работ: 6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций, 6.2. Арматурные работы, 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций, 7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций, 7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок, 12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов), 12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования, 12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования, 16. Устройство наружных сетей водопровода, 16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов, 17. Устройство наружных сетей канализации, 17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных; заказчиком при описании объекта закупки использованы стандарты, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а именно ГОСТ 21880-86.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что извещение о проведении электронного аукциона содержит следующее: "В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке".
Также в извещении о проведении закупки содержится наименование объекта закупки: капитальный ремонт МБОУ Огурской СОШ, для размещения двух дошкольных групп.
Кроме того, комиссией Красноярского УФАС России установлено, что 21.09.2015 заказчик разместил разъяснение положений документации электронного аукциона, из которого следует, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки" указаны в проектно-сметной документации, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, также, заказчиком прикреплен проект, который является описанием объекта закупки.
Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что предметом контракта не являются работы, услуги, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а объем подлежащих выполнению работ по капитальному ремонту МБОУ Огурской СОШ, для размещения двух дошкольных групп четко определён проектно-сметной документацией, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
С учетом изложенного, комиссия Красноярского УФАС России установила, что заказчиком нарушены требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, а также установлено требование, в соответстиии с которым заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссией Красноярского УФАС России также установлено, что заказчиком установлено требование к наличию у участника закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копии действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком ) о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов к следующим видам работ (в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009г. N 624 в редакции приказа от 23.06.2010г N 294 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
16. Устройство наружных сетей водопровода
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
17. Устройство наружных сетей канализации
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных
33.3. Жилищно-гражданское строительство
При этом в соответствии с часть 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса.
Согласно положений аукционной документации и проекта контракта Подрядчик не обязан исполнять контракт собственными силами и средствами и вправе привлекать для выполнения работ субподрядные организации.
Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России, приходит к выводу о неправомерности установления заказчиком требования о наличии у участников закупки копии действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к следующим видам работ:
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
16. Устройство наружных сетей водопровода
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов
17. Устройство наружных сетей канализации
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных
Наличие у участника закупки допуска, выданного саморегулируемой организацией с функцией генерального подрядчика, позволит привлечь к выполнению работ третьих лиц, имеющих свидетельства о допуске к вышеуказанным видам работ.
С учетом изложенного, комиссия Красноярского УФАС России установила, что заказчиком при установлении вышеуказанных требований нарушены нормы статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
2. Документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
3. Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
4. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Комиссия Красноярского УФАС России, при изучении положений аукционной документации установила, что из пункта 95 расчёта потребности в материалах N1 (общестроительные работы) следует, что при выполнении работ необходимо использовать маты прошивные из минеральной ваты без обкладок М-125 (ГОСТ 21880-86), толщина 40 мм., однако согласно данным, полученным комиссией Красноярского УФАС России, указанный государственный стандарт утратил силу и не действует на территории Российской Федерации.
Поскольку извещение о проведении закупки было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 14.09.2015, заказчик должен был при составлении описания объекта закупки использовать ГОСТ 21880-2011. "Межгосударственный стандарт. Маты из минеральной ваты прошивные теплоизоляционные. Технические условия", который введен в действие с 01.07.2012 года.
Использование заказчиком при описании объекта закупки стандартов, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, приводит к нарушению требований статьи 64 и статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в результате проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес-Строй" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьей 31,33,42,64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путём внесения изменений в аукционную документацию с учетом выводов, изложенных в решении.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Бизнес-Строй" должностному лицу Красноярского УФАС России для применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, утвердившего аукционную документацию.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
Члены Комиссии |
Н.А. Яхонтова |
|
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 октября 2015 г. N 1197
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2015