Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 сентября 2015 г. N 1048
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудинова начальник отдела, А.Н. Белкина государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Спецстройпроект" на действия заказчика - ФГБОУ ВО "Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева" (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта: Учебно-лабораторный корпус N 240, 2-я очередь, г. Красноярск" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0319100031915000030, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Спецстройпроект" (далее - податель жалобы), жалоба подготовлена в соответствии с требованиями части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, а также подателю жалобы было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель заказчика - Андреев Н.А. (доверенность N1010 от 20.01.2014)
ООО "Спецстройпроект", будучи уведомленное надлежащим образом, явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечило, не ходатайствовало о рассмотрении в свое отсутствие.
Из содержания жалобы ООО "Спецстройпроект" следует, что: 1) в аукционной документации не установлены требования о предоставлении свидетельств СРО в области строительства по видам работ, перечисленным в техническом задании аукционной документации;
2) установлено требование к обеспечению исполнения контракта в размере 30%, что ограничивает возможное количество участников аукциона;
3) установлены требования к участникам размещения закупки о предоставлении разрешения на ввод объекта капитального строительства, акта о приемке выполненных работ с датой подписи документа не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок. Стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель заказчика направил в адрес Красноярского УФАС письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просил признать жалобу необоснованной, а действия заказчика не нарушающими требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта: Учебно-лабораторный корпус N 240, 2-я очередь, г. Красноярск".
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе электронный аукцион - это аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: "заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе на выполнение работы должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно положениям части 2 статьи 52 ГрК РФ, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу положений части 3.1 статьи 52 ГрК РФ, в случае, если работы но организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, определенный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ Минрегионразвития РФ N624), то лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, на основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что для выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства подрядчики обязаны иметь выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, в том числе допуск к работам по организации строительства.
В результате изучения содержания аукционной документации Приложения N1 "Техническое задание" к информационной карте Комиссия установила, что заказчиком в техническом задании указаны отделочные работы, а именно (устройство потолков реечных алюминиевых, штукатурка поверхностей внутри здания, приготовление отделочных растворов, окраска водоэмульсионными составами, устройство подвесных потолков по типу Армстронг, оклейка стен обоями, облицовка стен керамической плиткой).
Комиссия отмечает, что вышеуказанным Приказом Минрегионразвития РФ N624 установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства. Следовательно, на виды работ, которые не вошли в Приказ Минрегионразвития РФ N624 (к примеру, отделочные работы и работы по благоустройству) не требуется вступление в СРО и получение свидетельства о допуске.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 указанного Закона.
Комиссия отмечает, что размер начальной максимальной цены контракта, согласно аукционной документации от 24.08.2015 не превышает 50 млн. Рублей, составляет 23 588 604,74 рублей. Авансирование проектом контракта и аукционной документацией не предусмотрено.
Следовательно, заказчик правомерно установил размер обеспечения исполнения контракта в размере 30%, который отвечает диапазонному значению от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, установленному частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Необоснованным является довод подателя жалобы относительно того, что заказчиком неправомерно установлены требования к участникам размещения закупки о предоставлении разрешения на ввод объекта капитального строительства, акта о приемке выполненных работ с датой подписи документа не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок. Стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. Так, Комиссия отмечает, что объектом закупки согласно аукционной документации от 24.08.2015 являются работы строительные, включенные в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (согласно сведениям извещения о проведении электронного аукциона от 24.08.2015 объект закупки классифицирован заказчиком в рамках кода 45 ОКПД), начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (установлена заказчиком в размере 23 588 604,74 рублей). Таким образом, заказчик правомерно установил требование к участникам закупки о необходимости предоставления документов, предусмотренных Приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, в составе второй части заявки, которые подтверждают наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе со стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право, заключить который проводится закупка.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.34, 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Спецстрйпроект" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.Н. Белкина |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 сентября 2015 г. N 1048
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015