Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 сентября 2015 г. N 902
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б. Ш.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя,
от уполномоченного органа - Коваленко М. П.,
от ООО "Ставгражданстрой" - Шахраманян К. С.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Ставгражданстрой" на действия муниципального заказчика - МДОУ " Детский сад N 8 " Колосок" села Нины Советского района"", уполномоченного органа -МУ "ЦЕНТР ПО КОМПЛЕКСНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300206615000233 "капитальный ремонт пристройки к МДОУ "Детский сад N8 "Колосок" с.Нины Советского района"".
По мнению заявителя жалобы, документация аукциона не соответствует Закону N 44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ - Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заявителем жалобы указывается на то, что из приведенного перечня напрямую не следует какому государственному стандарту должен соответствовать конкретный товар(материал). Однако, если обратиться к указанным государственным стандартам их наименование и указанная в них область применения соответствуют позициям технического задания и не допускает двусмысленности в толковании.
Заявителем также цитируется положения пункта 7.1 Раздела 3. "Техническое задание" документации об аукционе, согласно которому в случае, если вышеуказанный перечень содержит ссылки на документы, утратившие силу, руководствоваться следует перечисленными документами в требуемой заказчиком редакции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" стандарт представляет собой документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Согласно статье 12 указанного закона стандартизация осуществляется в соответствии с принципом добровольного применения документов в области стандартизации. Таким образом, применение стандартов, в том числе национальных стандартов, носит добровольный характер. Стандарты не обязательны к применению, соответственно нет нормативно-закрепленной обязанности использования для описания продукции стандартов в последней редакции.
Указанные в документации национальные стандарты приведены Заказчиком в целях определения соответствия закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям. В то же время законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Определение предмета закупки, установление требований к используемым при выполнении работ товарам является исключительным правом заказчика.
Описание Заказчиком объекта закупки носит объективный характер, установлено в соответствии с действующим законодательством в рамках своих потребностей и не влечет за собой ограничение количества участников закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона - потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Любая поисковая система сети Интернет при вводе фраз из описания товара (материала) выдает ГОСТ соответствующий данному описанию. Соответственно, у участников закупки трудностей при определении государственного стандарта, регламентирующего данный вид товара (материала) не должно возникать.
Также, следует отметить, что Закон N 44-ФЗ не содержит в себе нормы, закрепляющей за государственными или муниципальными заказчиками обязанности по указанию в документации о торгах конкретных ГОСТов.
Сформированные заказчиком требования к материалам и документация об электронном аукционе соответствуют нормам и требованиям Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, доводы заявителя не нашли своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией установлено следующее:
- Документация электронного аукциона подготовлена и опубликована Заказчиком без учета внесения изменений в Федеральный закон N44-ФЗ от 13.07.2015 г. Так, например, в разделе 1 "Понятия, термины и сокращения" аукционной документации Заказчиком установлено: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, получившие аккредитацию на электронной площадке.
Однако в соответствии с п.4 ст.3 44-ФЗ: участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)
- В разделе 2 "Требования к участникам закупки" аукционной документации отсутствует требование, предусмотренное п.10 ч.1 ст.31 44-ФЗ:
10) участник закупки не является офшорной компанией.
(п. 10 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ)
Следовательно, в действиях муниципального заказчика - МДОУ " Детский сад N 8 " Колосок" села Нины Советского района"", уполномоченного органа -МУ "ЦЕНТР ПО КОМПЛЕКСНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ" установлены нарушения требований ст. 3, 31 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ставгражданстрой" на действия муниципального заказчика - МДОУ " Детский сад N 8 " Колосок" села Нины Советского района"", уполномоченного органа -МУ "ЦЕНТР ПО КОМПЛЕКСНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ" по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300206615000233 "капитальный ремонт пристройки к МДОУ "Детский сад N8 "Колосок" с.Нины Советского района"" - не обоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия муниципального заказчика - МДОУ " Детский сад N 8 " Колосок" села Нины Советского района"", уполномоченного органа - МУ "ЦЕНТР ПО КОМПЛЕКСНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ" не соответствующими требованиям ст. 3, 31 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Б. Ш. Напсо
И. Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 сентября 2015 г. N 902
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2015