Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 сентября 2015 г. N РЗ-917-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от муниципальных заказчиков - Серебряков И.И., Иваненко Л.П.
от уполномоченного органа - Пастухов Н.В., Конев Р.В.
от ООО "ТеплоСтрой" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ТеплоСтрой" на действия заказчиков по списку и уполномоченного органа - Администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121300023115000084 "проведение работ по замене оконных блоков из ПВХ в зданиях муниципальных казённых дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений Изобильненского муниципального района Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители муниципального заказчика и уполномоченного органа пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалоб, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ - заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
По доводам заявителя жалобы ООО "ТеплоСтрой" установлено:
1. В спецификации материалов указано: "Блоки оконные из ПВХ профилей системы REACHMONT или эквивалент. Воздухопроницаемость при дельта Р =10 Па, м3 /(чм2), не более 17". В соответствии с ГОСТ 30679-99 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия" данный параметр звучит так: "Воздухопроницаемость при дельта Р =100 Па, м3 /(ч
м2), не более 17".
В соответствии с ГОСТ ГОСТ 26602.2-99 "Блоки оконные и дверные. Методы определения воздухо- и водопроницаемости" Воздухопроницаемость - свойство конструкции оконного блока пропускать воздух в закрытом состоянии при наличии разности давления воздуха на его наружных и внутренних поверхностях. , Па (перепад давления) - разность давлений воздуха на наружной и внутренней поверхностях образца во время проведения испытания. В соответствии с пунктом 3.3.1. указанного ГОСТ число ступеней давления (перепадов давления) при испытании должно быть не менее пяти, но обязательным условием является проведение испытания только при перепаде давления 100 Па. Именно этот показатель и используется при определении степени воздухопроницаемости, а не 10Па, как указал Заказчик.
В соответствии с требованиями 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
2. Там же: "Оконный профиль соответствует требованиям ГОСТ 30673-2013. Изменение ударной вязкости после облучения в аппарате "Ксенотест", не более (%), 20. Изменение цвета после облучения, порог серой шкалы не более 4"
Но ГОСТ 30673-2013 не содержит такого показателя как "Изменение ударной вязкости после облучения в аппарате "Ксенотест". Кроме того, изменение цвета белого профиля не измеряется по серой шкале. Гост устанавливает:
Стойкость к УФ облучению: - изменение внешнего вида - изменение цвета: белого профиля цветного профиля - изменение ударной вязкости по Шарпи, не более, % |
Отсутствие вздутий, пузырьков, пятен, трещин
30 |
Таким образом, заказчик предъявляет требования к материалу, не соответствующие ГОСТ. Подготовить заявку, соответствующую требованиям заказчика и ГОСТ, невозможно.
3. Там же: "Фурнитура оконная соответствует требованиям ГОСТ 30777 - 2001". При этом ГОСТ 30777-2001 утратил силу с 1 января 2014 года, более полутора лет назад.
Более того заказчиком на рассмотрении жалобы не представлено доказательств о том, что на сегодняшний день производится фурнитура по ГОСТ 30777-2001.
4. Позиция "Стеклопакет ультра с голограммой". Установлено: Формула стеклопакета 4ULTRA-16ASF-4ULTRA. Стеклопакет нужен толщиной не менее 24 мм 2 стекла энергосберегающих , однокамерный или двухкамерный. Расстояние между стеклами необходимо от 16 до 36 мм, толщина стекла не менее 4 мм.".
Заказчик устанавливает противоречивые требования: с одной стороны, указанная им формула стеклопакета (конкретное требование, не подразумевающее возможность предложить иной вариант) предполагает только один вариант: однокамерный стеклопакет, толщиной 24 мм, толщина стекол 4 мм (два стекла маркировки ULTRA), межстекольное пространство 16 мм. С другой стороны, ребования "толщиной не менее 24 мм" предполагают, что участник может предложить стеклопакет иной ширины, а требование "однокамерный или двухкамерный" - то, что формула стеклопакета может быть другой.
При этом обозначения (ULTRA, ASF) не являются стандартными показателями, используемыми в технических стандартах и регламентах. Отсутствует в ГОСТах также термин "стеклопакет ультра. Указанные обозначения используются производителем стеклопакетов какого-то производителя, которого не называет заказчик. Соответственно, предложить стеклопакеты другого производителя невозможно, так как требуемая маркировка используется только одним производителем.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы ООО "ТеплоСтрой" обоснованны.
Кроме того, в ходе проведенной внеплановой проверки установлены следующие нарушения:
1. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 и ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц
- участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией.
Данные требования в документации электронного аукциона N 0121300023115000084 отсутствуют, что является нарушением п. 2 ч. 5 ст. 66 и ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ
2. В опубликованном документе - изменения извещения о проведении электронного аукциона от 21.08.2015 NИИ1 установлено:
Дата и время окончания подачи заявок - 07.09.2015 09:00
Место подачи заявок - заявки могут подаваться оператору "Сбербанк-Аст" www.sberbank-ast.ru, лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении настоящего аукциона в электронной форме до 31.08.2015 года, 9-00 (время московское). Данные разночтения вводят участников закупки в заблуждение.
Таким образом, в действиях заказчиков по списку и уполномоченного органа - Администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края установлены нарушения требований п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33; п. 2 ч. 5 ст. 66 и ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТеплоСтрой" на действия заказчиков по списку и уполномоченного органа - Администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121300023115000084 "проведение работ по замене оконных блоков из ПВХ в зданиях муниципальных казённых дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений Изобильненского муниципального района Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчиков по списку и уполномоченного органа - Администрации Изобильненского муниципального района Ставропольского края установлены нарушения требований п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33; п. 2 ч. 5 ст. 66 и ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 сентября 2015 г. N РЗ-917-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2015