Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 сентября 2015 г. N РЗ-864-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от государственный заказчик - Анфингенов Е.В., Прокофьева А.С., Баньковская А.Ю.
от уполномоченного органа - Пушкарева Н.Н.
от ООО "ЮгСпецСтрой" - Люткова О.А.
от ООО ""Ителлект-Строй" - представители не прибыли, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителей заявителя.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "Интеллект-Строй" и ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200000315000486 "на поставку мебели с целью оснащения строящегося объекта Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 807 мест в 530 квартале г. Ставрополя для обеспечения муниципальных нужд г. Ставрополя в соответствии с документацией".
По мнению заявителей жалоб, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители государственного заказчика пояснили:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
По доводам заявителя жалобы ООО "Интеллект-Строй" - установлено:
1. В позиции N 9 Документация устанавливает повышенные требования к большинству используемых материалов или составных элементов, конструкций. Например, для позиции 3 "Стол ученический, двухместный" установлены следующие требования к Стальной профильной трубе квадратного сечения:"_- Статистические характеристики для осей Х и У:
1. Момент инерции Ix, cм4, не менее 1,24
2. Момент инерции Iу, cм4, не более 1,95
3. Момент сопротивления Wx, см3, не более 1,56
4. Момент сопротивления Wy, см3, не менее 0,996
... и т.п.".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе или служат для отклонения заявок впоследствии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчик тем самым нарушил ч.1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
Данный довод также обозначен в жалобе заявителя ООО "ЮгСпецСтрой"
Данные довод заявителей жалоб обоснованны.
По доводам заявителя жалобы ООО "ЮгСпецСтрой" - установлено:
1. довод по позиции N9 отражен выше.
2. В позиции 34 указано: "Нижняя секция должна быть оснащена заглушками под таблицы ЛДСП изготовленного по ГОСТ, регламентирующий данный вид товара (указать ГОСТ)". Считаем, что Заказчиком при описании объекта закупки использован нестандартный показатель, т.к. государственного стандарта, регламентирующего таблицы ЛДСП, не существует. Кроме того, даже у производителей шкафов для таблиц отсутствует данный показатель. Таким образом, Заказчиком при описании закупки использован нестандартный показатель без обоснования его использования, что является грубым нарушением ст. 33 44 ФЗ.
3. В позиции 13 установлено требование: "Опоры и царга должны быть изготовлены из ЛДСП ГОСТ, регламентирующий вид товара (указать ГОСТ)". Заказчиком при описании закупки использован несуществующий показатель "ЛДСП ГОСТ".
ЛДСП - ламинированная плита древесно-стружечная.
Материал ЛДСП ГОСТ не был найден.
По данному вопросу Заказчиком было дано разъяснение от 28.08.2015.
Текст разъяснения:
"В соответствии с ответом, поступившим от заказчика, по данному запросу министерство сообщает следующие:
Характеристики материалов (товаров) Заказчиком описаны в рамках действующего законодательства с использованием общепринятых сокращений в области производства товаров (материалов), мебельного производства и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Сокращенное наименование ЛДСП расшифровывается как ламинированная древесно-стружечная плита, ГОСТ- государственный стандарт. С использованием полных наименований (без использования сокращений) Заказчик установил требования "Опоры и царга должны быть изготовлены из ламинированной древесно-стружечной плиты государственной стандартизированной изготовленной по государственному стандарту, регламентирующий данный вид товара (указать государственный стандарт)". В связи с тем, что государственные стандарты постоянно изменяются, необходимо указывать обозначение государственного стандарта, действующего на момент подачи заявки на участие в аукционе, регламентирующего ламинированные древесно-стружечные плиты из которых будет изготовлена мебель".
В нарушение ст. 65 Закона N44-ФЗ Заказчик изменяет суть документации. Более того, Участникам не ясно, каким образом в одном предложении аббревиатура ГОСТ трактуется Заказчиком двумя значениями "государственной стандартизированной" и "государственный стандарт".
Дословно данное требование имеет по расшифровке Заказчика должна иметь следующую трактовку: "Опоры и царга должны быть изготовлены из ламинированной древесно-стружечной плиты государственный стандарт изготовленной по государственному стандарту, регламентирующий данный вид товара (указать государственный стандарт)".
Таким образом, Заказчик требует указать в первой части заявки несуществующий материал и изменил суть документации, что является грубейшим нарушением 44 ФЗ.
4. Документация электронного аукциона подготовлена и опубликована Заказчиком без учета внесения изменений в Федеральный закон N44-ФЗ от 13.07.2015 г. Так, например, в разделе 1 "Понятия, термины и сокращения" аукционной документации Заказчиком установлено:
участник закупки - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, получившие аккредитацию на электронной площадке.
Однако в соответствии с п.4 ст.3 44-ФЗ:
участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)
На основании вышеизложенного, данные доводы заявителя ООО "ЮгСпецСтрой" обоснованны, остальные не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края установлены нарушения требований п. 4 ст. 3; ч.1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Интеллект-Строй" и ООО "ЮгСпецСтрой" на действия заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200000315000486 "на поставку мебели с целью оснащения строящегося объекта Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 807 мест в 530 квартале г. Ставрополя для обеспечения муниципальных нужд г. Ставрополя в соответствии с документацией" - частично-обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя и уполномоченного органа - Министерства экономического развития Ставропольского края нарушившими требования п. 4 ст. 3; ч.1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 сентября 2015 г. N РЗ-864-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2015