Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 сентября 2015 г. N 198
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: | - Гуринович Е.В | - заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: | - Самар Л.В | - начальник отдела контроля закупок; |
- Свечникова Е.А | - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок. |
в присутствии представителей:
от заказчика (краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края"):
- Усычкина Юлия Геннадьевна (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа (комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края):
-Куделина Анна Алексеевна (представитель по доверенности);
от заявителя (ООО НИИ "Земля и город")
- ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своих представителей;
рассмотрев жалобу ООО НИИ "Земля и город" и материалы дела N 7-1/325,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО НИИ "Земля и город" (далее - заявитель) на действия комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее - уполномоченный орган), краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса.
По мнению заявителя, заказчиком в документации конкурса установлены величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки, не соответствующие требованиям Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила оценки заявок); заказчик установил показатель нестоимостного критерия оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", несоответствующий особенностям закупаемых работ.
Поскольку данные работы определены как научно-исследовательские работы (далее также - НИР), заказчик установил значимость критерия "Квалификация участников закупки" 70 процентов.
При этом заказчики зачастую ошибочно относят работы по выполнению нормативов градостроительного проектирования, равно как и изменения к ним к научно-исследовательским работам, что влечет установление величин значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки, не соответствующих требованиям Закона о контрактной системе, Правилам оценки заявок.
В соответствии с пунктом 4.1. ГОСТ 15.101-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ" (далее - ГОСТ 15.101-98) основанием для выполнения НИР служит техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ и (или) контракт (договор) с заказчиком.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ 15.101-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ" (далее - ГОСТ 15.101-98) техническое задание на научно-исследовательскую работу - это исходный технический документ для проведения научно-исследовательских работ, устанавливающий требования к содержанию, объемам и срокам выполнения этих работ.
Ни техническое задание, ни контракт не содержит положений, которые бы содержали детальное описание, состав, требования к научно-исследовательским работам.
В связи с чем, контракт по рассматриваемому конкурсу с техническим заданием в виде приложения к нему по своему содержанию нельзя отнести к контракту на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, которые в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 127-ФЗ должны являться основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции.
Подготовка проекта внесения изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования является результатом проектных работ, выполняемых в соответствии с Главой 37 ГК РФ, и поэтому также не может быть отнесена к научно-исследовательским работам.
Результатом научно-исследовательских работ является отчет о выполнении научно-исследовательских работ (далее - Отчет о выполнении НИР), что подтверждается пунктом 3.1 ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (далее - ГОСТ 7.32-2001), согласно которому отчет о научно-исследовательских работах - это научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научно-технической проблемы, процесс и/или результаты научного исследования.
Таким образом, научно-исследовательские работы и проектные работы имеют разный результат.
Заказчик в пункте 7 также выделяет два результата работ, разделяя тем самым проектные и научно-исследовательские работы: "...результатами выполнения НИР являются:
Отчет о выполнении НИР в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления" (далее - Отчет о выполнении НИР);
Проект региональных нормативов градостроительного проектирования Хабаровского края, разработанных в соответствии с требованиями действующей редакции Гоадостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проект РНГП)".
Поскольку документация конкурса не предусматривает проведения научных исследований, заказчик с целью установления значимости критерия "Квалификация участников закупки" 70 процентов, намеренно включает в документацию конкурса требование предоставить Отчет о выполнении НИР, который в данном случае служит лишь для внешнего оформления, а по сути не может отразить научно-исследовательскую деятельность в понимании статьи 2 Закона N 127-ФЗ касаемо предмета Конкурса.
Исходя из анализа главы 3.1 ГрК РФ следует, что выполнение работ по подготовке нормативов градостроительного проектирования, равно как и внесении изменений в них, не имеют под собой цель проведения научно-исследовательских работ в понимании статьи 2 Закона N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4.4.1 контракта исполнитель обязан соответствовать требованиям части 1 статьи 3 Закона N 127-ФЗ - научная и (или) научно-техническая деятельность должна быть предусмотрена учредительными документами (для юридических лиц).
Пунктом 4.4.14.1 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что исполнитель обязан иметь учредительные документы (для юридических лиц), подтверждающие соответствие требованиям части 1 статьи 3 Закона N 127-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного закона.
Поскольку внесение изменений в нормативы градостроительного проектирования Хабаровского края не является научно-исследовательской работой, следовательно, для разработки региональных нормативов градостроительного проектирования установление названных требований к участникам заказа неправомерно.
Результатом размещаемого заказа является внесение изменений в нормативы градостроительного проектирования Хабаровского края. Указанные работы не соответствуют критериям, установленным статьей 769 ГК РФ, статьей 2 Закона N 127-ФЗ для отнесения их к научно-исследовательским, поскольку указанным работам не свойственны признаки прикладных научных исследований, то есть внедрение новых, полученных самостоятельно в результате научной деятельности знаний, в достижение практических целей и решение конкретных задач, поставленных перед их исполнителем, отсутствует новизна резльтата.
При проведении закупки на выполнение работ по разработке нормативов градостроительного проектирования в соответствии с Приложением к Правилам оценки заявок заказчиком в конкурсной документации по проведению конкурса должны быть установлены следующие величины значимости критериев оценки заявок участников:
1) Стоимостной критерий "Цена контракта" - не менее 60%;
2) Нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - не более 40%.
К лицам, осуществляющим разработку градостроительной документации, в том числе нормативов градостроительного проектирования, ни Законом о контрактной системе, ни Правилами оценки заявок, ни иным действующим законодательством Российской Федерации не устанавливается требований о наличии в штате организации сотрудников с научной степенью.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.
Извещение N 0122200002515006081 о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте 07.08.2015. Извещение с изменениями, касающимися в п. 12.1,12.3,14,14.1,14.4,15,16 части II "Информационная карта" опубликовано 17.08.2015.
Объект закупки - выполнение научно-исследовательской работы "Внесение изменений в нормативы градостроительного проектирования Хабаровского края".
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 945 587 рублей 09 копеек.
На момент рассмотрения жалобы, составлен только протокол вскрытия конвертов от 01.09.2015, согласно которому на данную закупку поступили заявки двух участников ООО "Институт Территориального планирования "Град" и Непубличное акционерное общество "Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики".
В отзыве уполномоченного органа (письмо от 07.09.2015 N 06-10/722) излагается позиция, согласно которой, значимость ценовых и неценовых критериев установлена исходя из объекта закупки, руководствуясь Правилами оценки заявок, а именно значимость стоимостных критериев установлена как 30 %, нестоимостных 70 %. Действующее законодательство не содержит четкого определения научно-исследовательских работ. Техническое задание содержит развёрнутое описание научно-исследовательской работы и предполагает сбор исходной информации, которая представляет собой изменяющиеся показатели, характерные для конкретного региона страны. Помимо сбора информации, исполнителю необходимо ее проанализировать в целях проведения соответствующих расчетов, в том числе на перспективу развития региона и его муниципальных районов и предложить расчеты градостроительного проектирования. Пункты 4.4.2 - 4.4.4 проекта контракта содержат исчерпывающие положения относительно использования объектов интеллектуальной собственности при передачи результата работ. Требования ГОСТ 15.101-98 не носят общеобязательного характера, в связи с чем заявитель необоснованно ссылается на его неисполнение. Требования к оценке по нестоимостному критерию обусловлены объектом закупки. Исходя из изложенного в отзыве, уполномоченный орган полагает жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель уполномоченного органа поддержал позицию, изложенную в отзыве. Дополнительно представил экспертное заключение (письмо от 03.09.2015 N 076/01) декана факультета архитектуры и дизайна ФГБОУ ВПО "ТОГУ", профессора В.И. Лучкова, согласно которому объект закупки N 0122200002515006081 следует отнести к категории "научно-исследовательские работы". Также представлено экспертное заключение министерства строительства Хабаровского края (письмо от 04.09.2015 N 07.3.4-6632), исходя из которого, работы предусмотренные закупкой N 0122200002515006081 являются научно-исследовательскими работами.
От заказчика в Хабаровское УФАС России также поступил мотивированный отзыв на жалобу (письмо от 04.09.2015 N 08/2974), в котором поясняется следующее. В связи с отсутствием в настоящее время общероссийских нормативно-правовых и методических документов, определяющих единый способ определения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения населения, которые являются предметом региональных нормативов градостроительного проектирования (далее - РНГП), работы по внесению изменений в РНГП Хабаровского края относятся к научно-исследовательской деятельности.
Учитывая изложенное в отзыве, заказчик полагает жалобу необоснованной. На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заказчика поддержал позицию, изложенную в отзыве.
В результате изучения материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям п.11 Правил оценки заявок, значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии со ст. 2 Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
Отсутствие официально принятой общей методики разработки РНГП, алгоритмов определения расчетных показателей для отдельных территорий, имеющих особые природно-климатические, социально-экономические условия, результаты исследований влияния этих условий на устойчивое развитие территорий являются новыми знаниями в области градостроительства применительно к отдельным территориям.
Учитывая приложение к Правилам оценки заявок, при исполнении (как результат интеллектуальной деятельности), финансировании проката или показа национального фильма, выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ устанавливаются: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 20; максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 80.
Комиссия Хабаровского УФАС России, оценив требования к научно-исследовательской работе, отраженные в техническом задании по конкурсу N 0122200002515006081, пришла к выводу о том, что установление в конкурсной документации стоимостного критерия в размере 30 % и нестоимостного в размере 70 % не противоречит положениям действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО НИИ "Земля и город" на действия комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: | Е.В. Гуринович |
Члены Комиссии: | Л.В. Самар |
Е. А. Свечникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 сентября 2015 г. N 198
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2015