Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 сентября 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 07.09.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Владимирского УФАС России) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Атолл" (далее - ООО "Атолл", Общество, заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку расходных материалов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Гусь-Хрустальная центральная городская больница" (N 0128200000115006674), в открытом заседании, в присутствии представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области <_>.
От заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Гусь-Хрустальная центральная городская больница" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вх.N5005 от 04.09.2015).
От заявителя - ООО "Атолл" также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вх.N5016 от 07.09.2015).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
31.08.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Атолл" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку расходных материалов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Гусь-Хрустальная центральная городская больница" (N 0128200000115006674).
Заявитель полагает, что комиссия необоснованно отклонила заявку ООО "Атолл" по причине непредставления информации (не указаны конкретные показатели товара (страна происхождения товара)), предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Описание товара (объекта закупки) производится в соответствии с частями 1,2 статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Документация о закупке содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с формулировкой статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, понятие конкретные показатели относится исключительно к показателям товара и их значениям, которые установлены документацией о таком аукционе в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и никакого отношения не имеет к наименованию страны происхождения товара.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник указывает наименование страны происхождения товара. Соответственно, отказывается в допуске к аукциону только в случае непредставлении информации о наименование страны происхождения товара или предоставлении недостоверной информации.
Определение понятия "страна происхождения товара" дано в Таможенном Кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В соответствии с частью 1 статьи 58 ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Аналогично в соответствии со статьей 30 Таможенного Кодекса РФ страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены (статья 3 1) или подвергнуты достаточной переработке (статья 32) в соответствии с критериями, установленными настоящим Кодексом, или в порядке, определенном настоящим Кодексом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Также в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
В заявке участника обосновано и достоверно указаны в качестве наименования страны происхождения товаров группа стран (т.к. производители названных товаров имеют заводы в разных странах, многие из которых осуществляют только часть производственных операций по изготовлению товара).
Таким образом, заявка участника содержит все конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и имеет указание на наименование страны происхождения товара. Таким образом, отказ Обществу в допуске к участию в аукционе является необоснованным и неправомерным.
В обоснование правомерности действий аукционной комиссии представитель уполномоченного органа заявил следующее.
При проведении электронного аукциона, согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По окончании срока подачи заявок было подано 3 заявки от участников, с порядковыми номерами: 2,3,4.
Отказано в допуске заявке N 3 (ООО "Атолл") по следующим основаниям: приложение N 2 к информационной карте, пункт 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, пункт 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок - в заявке участника по поз. 5, 6, 10, 11 непредставление информации (не указаны конкретные показатели товара (страна происхождения товара)), предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование страны происхождения товара, т.е. Федеральным законом императивно установлено требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе только одной страны происхождения товара.
Следовательно, при таком оформлении первой части заявки ООО "Атолл" не соблюдены требования подпункта б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Кроме того, из такого предложения Общества невозможно определить происхождение предлагаемого к поставке товара.
Являются несостоятельными доводы о том, что определение понятия "страна происхождения товара" можно найти в Таможенном законодательстве - статья 58 ТК ТС: "Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров". То есть, в ТК ТС допускается, что страной происхождения может быть группа стран или часть страны. Если так и указано в сертификате о происхождении товара или в декларации, заказчик не имеет право отклонять такую заявку (если нет противоречий с Таможенным законодательством).
Однако согласно письму Минэкономразвития России от 05.09.2009 N 6989-АП/Д05 указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялась сортировка, переупаковка, контроль качества товара, то это не является определяющим при определении страны происхождения товара.
Исходя из изложенного, уполномоченный орган считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000115006674 не допущено, и жалоба ООО "Атолл" удовлетворению не подлежит.
Заказчик в предоставленном отзыве просит признать жалобу ООО "Атолл" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и доказательства в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок предполагает, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 указанной статьи предусматривает, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссия Владимирского УФАС России, проанализировав первую часть заявки ООО "Атолл", пришла к заключению о предоставлении Обществом информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В приложении N 2 к Информационной карте электронного аукциона "Показатели товара", в значениях показателей, предлагаемых участником закупки, участник должны указать наименование товара (указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В заявке Общества по всем позициям было указано наименование страны происхождения товара, а по позициям 5, 6, 10, 11, 18, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 были указаны несколько наименований стран происхождения товара, а именно:
- по п. 5 - Китай/Россия;
- по п. 6 - Китай/Россия;
- по п. 10 - Китай/Польша/Германия;
- по п. 11 - Китай/Польша/Германия;
- по п. 18 - Германия/Китай;
- по п. 29 - Китай/Турция;
- по п. 30 - Китай/Нидерланды;
- по п. 31 - Китай/Нидерланды;
- по п. 32 - Китай/Нидерланды;
- по п. 33 - Китай/Нидерланды;
- по п. 34 - Китай/Нидерланды;
- по п. 35 - Китай/Нидерланды.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и подпункта 1 пункта 13.2. документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу о том, что указание участником нескольких стран происхождения товара является надлежащим исполнением требования о представлении информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, аукционная комиссия необоснованно отказала в допуске заявке ООО "Атолл" ввиду непредставления информации (не указаны конкретные показатели товара (наименование страны происхождения товара)), предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Атолл" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку расходных материалов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Гусь-Хрустальная центральная городская больница" (N 0128200000115006674) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2015