Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 сентября 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена 21.09.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ЗАО "Агентство стратегических технологий" (г.Москва) на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по повышению квалификации врачей по специальности "Терапия" (извещение N 0328300068915000055) в присутствии представителя заказчика ГБУЗ ВО "Александровская районная больница" (доверенность N б\н от 10.07.2015).
Заявитель ЗАО "Агентство стратегических технологий" явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 667-04/2015 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Агентство стратегических технологий" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по повышению квалификации врачей по специальности "Терапия" (извещение N 0328300068915000055).
По мнению заявителя, Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 33 и пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок не установлено точного объекта закупки - в приложенном файле извещения о проведении запроса котировок указано "Оказание услуг по повышению квалификации врачей по специальности "Терапия" для нужд ГБУЗ ВО "АРБ", в системном файле извещения о проведении запроса котировок указано "Оказание услуг по повышению квалификации врачей по специальности "Терапия", в Приложении 2 (Техническое задание) "Наименование объекта закупки: выездной цикл повышения квалификации врачей по специальности "Терапия".
Кроме того, в Техническом задании извещения о проведении запроса котировок заказчиком установлено следующее требование: "Обучение осуществляет организация, имеющая лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки по профилю основных профессиональных образовательных программ".
В данном случае, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик установил требование к участникам, не соответствующее объекту закупки, поскольку для осуществления образовательных услуг по повышению квалификации наличие образовательной лицензии на профессиональную переподготовку не требуется.
При этом следует иметь в виду, что согласно пунктам 18 и 19 Перечня образовательных услуг по реализации образовательных программ (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности") на эти два разных вида образовательных услуг выдаются два разных вида лицензий.
Также заказчиком неправомерно установлены требования к правомочности участников закупки, поскольку пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок утратил силу.
В форме котировочной заявки в нарушение части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик неправомерно установил требование о предоставлении информации о характеристиках товара в то время, как при исполнении данного вида услуг по условиям заказчика товары не применяются.
Все изложенные неправомерные требования заказчика не позволяют подать заявку на участие в закупке таким образом, чтобы она соответствовала требованиям закона и объекту закупки.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и обязать заказчика устранить нарушения закона при осуществлении закупки.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель государственного заказчика заявил следующее.
Заказчиком установлен и указан в извещении точный объект закупки, а именно оказание услуг по повышению квалификации врачей по специальности "Терапия" для нужд ГБУЗ ВО "АРБ". При размещении извещения на официальном сайте наличие в наименовании объекта закупки аббревиатур не позволяет осуществить публикацию извещения, при этом точность описания объекта закупки не меняется. В Приложении 2 заказчик описывает объект закупки более подробно.
В соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", образовательная деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся её неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В рамках данной лицензии образовательные организации могут реализовывать любые дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
В силу изложенного, представитель государственного заказчика просит признать жалобу ЗАО "Агентство стратегических технологий" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
В извещении о проведении указанного запроса котировок в графе "Наименование, вид и предмет запроса котировок" указано следующее: оказание услуг по повышению квалификации врачей по специальности "Терапия" для нужд ГБУЗ ВО "АРБ". В приложении N 2 к Извещению "Техническое задание" дается конкретизация требований заказчика к оказываемой услуге: "выездной цикл повышения квалификации врачей по специальности "Терапия".
В силу изложенного, Комиссия считает, что данные формулировки соответствуют требованиям части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок и позволяют потенциальным участникам закупки сформировать своё предложение относительно предмета закупки, что также подтверждается и тем, что на участие в указанном запросе котировок было подано три заявки.
В разделе "Копии документов, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ" извещения о проведении запроса котировок установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на образовательную деятельность (в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Аналогичное требование к участникам закупки установлено также в пункте 5 Приложения N 2 к извещению о проведении запроса котировок "Техническое задание".
По мнению Комиссии, материалами дела (в том числе копиями лицензий на осуществление образовательной деятельности приложенными участниками запроса котировок в составе своих котировочных заявок) не подтверждается довод заявителя о том, что на такие виды образовательных услуг как "повышение квалификации" и "профессиональная переподготовка" выдаются два разных вида лицензий. В лицензиях, приложенных к заявкам участников запроса котировок, закреплено право их обладателей осуществлять услуги по виду деятельности "Дополнительное образование" подвид "Дополнительное профессиональное образование", отдельного выделения таких видов услуг, как "повышение квалификации" и "профессиональная переподготовка" не имеется. В силу изложенного, в рамках данных лицензий их обладатели могут реализовывать любые дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
Таким образом, заказчик правомерно установил требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, в нарушение требований части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик неправомерно установил в разделе "Копии документов, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок" требование о подтверждении правомочности участника закупки заключать контракт, а также требование в форме котировочной заявки о предоставлении информации о характеристиках товара в то время, как при исполнении данного вида услуг по условиям заказчика товары не применяются.
В соответствии с пунктом 3.36 административного регламента Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как видно из протокола из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 09.09.2015 N П1, нарушения законодательства о контрактной системе, допущенные заказчиком, не явились правовым основанием для отклонения чей-либо котировочной заявки. В силу этого, Комиссия считает, что данные нарушения не повлияли на результаты определения исполнителя.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Агентство стратегических технологий" на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по повышению квалификации врачей по специальности "Терапия" (извещение N 0328300068915000055) частично обоснованной (в части установления требования о подтверждении правомочности заключать контракт к участнику закупки и некорректно составленной формы котировочной заявки).
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения исполнителя.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2015