Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 октября 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 05.10.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку лекарственных средств для обеспечения нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская многопрофильная городская больница N1" (номер извещения 0128200000115006919), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (далее - ООО "Альбатрос", Общество, заявитель) <_>, представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская многопрофильная городская больница N1" (далее - ГБУЗ ВО "КМГБ N1", заказчик) <_>, <_>, <_>, представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее -ДИЗО АВО, уполномоченный орган) <_>.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
28.09.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Альбатрос" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку лекарственных средств для обеспечения нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская многопрофильная городская больница N1" (номер извещения 0128200000115006919).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
27 августа 2015 года - на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд www.zakuрki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для обеспечения нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская многопрофильная городская больница N1" с начальной (максимальной) ценой контракта 11 721,82 рублей (N 0128200000115006919).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16 сентября 2015 года, победителем аукциона признано ООО "Альбатрос". Цена предложения участника - 9 192,35 рублей.
При направлении проекта контракта заказчик применил преференции и снизил на 15 процентов предложенную победителем аукциона цену контракта.
В соответствии с пунктом 13 Приказа Минэкономразвития N 155 от 25.03.2014 страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Кроме того, Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 года (ред. от 30.05.2014) утверждены Правила определения страны происхождения товаров. В соответствии с пунктом 3.1 указанных Правил, операции по разборке и сборке упаковки, а также разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке не отвечают критерию достаточной обработки/переработки товара.
Согласно подпункту "в" пункта 8 Приказа N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3-7 Приказа N 155, не применяется в случаях, если в заявках на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 Приказа N 155.
Согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств, опубликованного в сети Интернет по адресу: http://grls.rosminzdrav.ru/, на текущий момент на территории Российской Федерации зарегистрирован лекарственный препарат с МНН (Толперизон+Лидокаин) ампулированной формы выпуска только иностранного происхождения (Венгрия), у данного лекарственного препарата аналоги российского, белорусского и казахстанского происхождения отсутствуют.
Таким образом, возможность предложить к поставке лекарственный препарат с МНН (Толперизон+Лидокаин) российского, белорусского или казахстанского происхождения, соответствующего положениям документации об электронном аукционе, у всех участников закупки отсутствовала, в связи с чем в рассматриваемом случае преференции участникам закупки предоставляться не могут.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок контракт заключается по цене, предложенной победителем электронного аукциона.
Применение преференций в рассматриваемом случае, по мнению заявителя, является нарушением части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного ООО "Альбатрос" просит признать незаконным решение заказчика о применении преференций и выдать заказчику предписание об устранении указанных нарушений путем заключения контракта по цене, предложенной победителем аукциона.
Представитель уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области заявил следующее.
В соответствии с пунктами 2.2.1. и 2.2.6. постановления Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 58 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований" (далее - Порядок взаимодействия) заказчики разрабатывают и утверждают документацию о закупках, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта.
В соответствии с пунктом 2.1.12 Порядка взаимодействия, уполномоченный орган Владимирской области осуществляет размещение в единой информационной системе документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2.2.16 Порядка взаимодействия заказчики самостоятельно, в порядке и сроки, установленные Законом о контрактной системе в сфере закупок, осуществляют действия по заключению, изменению, расторжению контракта по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Представители заказчика - ГБУЗ ВО "КМГБ N1" пояснили следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона N 0128200000115006919 и документации электронного аукциона на закупку лекарственных средств для обеспечения нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская многопрофильная городская больница N1" были установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. N155).
По окончании срока подачи заявок было подано 2 заявки от участников с порядковыми номерами: 1, 2. Заявка N1 содержит предложение о поставке товара российского происхождения, заявка N2 содержит предложение о поставке товара иностранного происхождения. Аукционная комиссия при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе приняла решение о соответствии первых и вторых частей заявок участников электронного аукциона требованиям установленным в документации об электронном аукционе. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0128200000115006919 от 15.09.2015, победителем электронного аукциона признано ООО "Альбатрос" (заявка N2), предложившее цену контракта 9 192,35 рублей (девять тысяч сто девяносто два рубля 35 копеек).
Согласно пункту 7 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155, контракт с победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от предложенной цены контракта.
С учетом указанных норм законодательства заказчиком 21.09.2015 был направлен проект контракта по цене 7 813,50 рублей (семь тысяч восемьсот тринадцать рублей 50 копеек).
В ответ 25.09.2015 ООО "Альбатрос" разместило на электронной площадке протокол разногласий с просьбой внести изменения в проект контракта в части цены. По их мнению, оснований для применения преференций не имеется, так как в государственном реестре лекарственных средств зарегистрирован лекарственный препарат с МНН (Толперизон+Лидокаин) только иностранного происхождения. Заказчик рассмотрел протокол разногласий и 28.09.2015 разместил повторно проект контракта и уведомление об отказе учета замечаний победителя электронного аукциона по проекту контракта с указанием причин отказа:
- Положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена обязанность заказчика по установлению недостоверных сведений в первой части заявки (Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2015. NД28и-2222).
- При установлении недостоверных сведений в первой части заявки в соответствии с пунктом 6.1. статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок обязанность отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе относится к полномочиям аукционной комиссии.
- Пункт 7 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 не содержит указание на возможность субъективного подхода для принятия решения о предоставлении преференций, а устанавливает строгие рамки поведения: "контракт заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15%".
- В пункте 8 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 не предусмотрен случай (недостоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе), при котором не применяется порядок, установленный пунктами 3-7 настоящего приказа при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений.
В связи с вышеизложенным заказчик просит признать жалобу ООО "Альбатрос" на действия заказчика при заключении контракта необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
27.08.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0128200000115006919 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключить гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на закупку лекарственных средств для обеспечения нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская многопрофильная городская больница N1".
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 721,82 руб.
Оператор электронной площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка".
Согласно аукционной документации, закупаемый товар - лекарственное средство с международным непатентованным названием Толперизон+Лидокаин, код по ОКПД 24.42.13.697.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N155) определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе препараты фармацевтические, продукты медицинские химические и продукты лекарственные растительные (код по ОКПД 24.4) (пункт 1 Приказа N155).
На основании названных положений законодательства в пункте 51 Информационной карты рассматриваемой аукционной документации заказчиком установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Приказом N155.
По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут (время московское) 04 сентября 2015 года на участие в электронном аукционе N 0128200000115006919 было подано 2 заявки от участников с порядковыми номерами: 1, 2.
Заявка N1 содержит предложение о поставке товара российского происхождения, заявка N2 содержит предложение о поставке товара иностранного происхождения.
В отношении правомерности действий аукционной комиссии по допуску к участию в электронном аукционе участника N 1 - ООО "Гарант" Комиссия Владимирского УФАС России считает необходимым указать на следующие обстоятельства.
Проверка аукционной комиссией достоверности сведений о производителях предлагаемых в заявках товаров не установлена Законом о контрактной системе в сфере закупок.
В пункте 45 Информационной карты электронного аукциона заказчик установил требования о представлении копий документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ (п.3 ч.5 ст.66 N44-ФЗ), при поставке товаров: "Предоставление копии декларации о соответствии или сертификата соответствия.
Таким образом, возможность проверки достоверности сведений о товаре, в том числе о производителе товара, возникнет у заказчика в рамках исполнения заключенного контракта.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования установлены в подпункте 1 пункта 13.2 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Проанализировав заявку с порядковым номером 1 (ООО "Гарант"), Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок установила, что заявка соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.
Таким образом, на основании вышеизложенного, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно приняла решение о признании заявки ООО "Гарант" соответствующей требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и аукционной документации.
В соответствии с пунктом 3 Приказа N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4-7 настоящего приказа.
Согласно пункту 7 Приказа N155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
При этом, исходя из норм Приказа N155, решение вопроса о применении преференции к цене контракта принимает заказчик при заключении контракта.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона 0128200000115006919 от 10.09.2015 и протоколом подведения итогов электронного аукциона 0128200000115006919 от 15.09.2015 самое низкое предложение о цене контракта сделал участник закупки под порядковым номером 2 - ООО "Альбатрос". Цена контракта, предложенная победителем аукциона, составила 9 192,35 рублей (Девять тысяч сто девяносто два рубля 35 копеек).
Руководствуясь пунктом 7 Приказа N155, заказчик опубликовал проект контракта со сниженной на 15 процентов ценой. Цена контракта после снижения составила 7 813,50 рублей (Семь тысяч восемьсот тринадцать рублей 50 копеек).
В силу пункта 8 Приказа N155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
б) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, указанных в частях 1 и 7 статьи 55, частях 1 - 3.1 статьи 71, частях 1 и 3 статьи 79, части 18 статьи 83, части 8 статьи 89, статье 92 Федерального закона;
в) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров российского, армянского, белорусского и (или) казахстанского происхождения составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
В соответствии с пунктом 9 Приказа N 155 в пункте 51 Информационной карты рассматриваемой аукционной документации была установлена необходимость указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара, а также содержалось положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в электронном аукционе, несет участник закупки.
В заявке N 1 (ООО "Гарант") на участие в электронном аукционе N 0128200000115006919 содержится предложение товара российского происхождения. В первой части заявки участником указано: "наименование страны происхождения товара - Россия".
В соответствии с требованиями аукционной документации участниками закупки подлежала представлению только декларация - указание страны происхождения поставляемого товара. Требование о представлении регистрационных удостоверений в аукционной документации отсутствовало.
При этом, Закон о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает прав и обязанностей аукционной комиссии по решению вопроса о применении преференции в отношении участников закупки, и заказчик и организаторы закупки не имеют прав на редактирование сведений, указанных участниками закупки в заявках, в том числе на получение преференции.
Следовательно, ни одно из условий, предусмотренных пунктом 8 Приказа N155, не выполняется.
Таким образом, с учетом изложенного, контракт с победителем аукциона должен быть заключен по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 августа 2015г. N Ф03-3574/2015.
На основании изложенного следует вывод, что заказчиком нарушений законодательства при проведении электронного аукциона на закупку лекарственных средств для обеспечения нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская многопрофильная городская больница N1" не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку лекарственных средств для обеспечения нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская многопрофильная городская больница N1" (номер извещения 0128200000115006919) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2015