Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 16 сентября 2015 г. N 5-2/225-15
Резолютивная часть решения вынесена 16.09.2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 18.09.2015 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления;
Ягольницкая Д.С. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
Васянович Ю.Р. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
Жирнов А.А. - член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля государственных закупок;
рассмотрев жалобу ООО НИИ "Земля и город" на действия Заказчика, Администрация Шекснинского муниципального района, и Уполномоченного органа, КУ ШМР "Управление муниципального заказа", при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке документации территориального планирования Шекснинского муниципального района Вологодской области (N 0330300149715000053) в присутствии представителей: от Заказчика - Позднякова Д.И. (по доверенности N 23 от 14.09.2014 г., N 4 от 16.09.2015 г.), от Участника закупки - Алёновой Ю.С. (по доверенности N 080-2015 от 15.09.2015 г.), от Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области - Михайленко Г.В. (по доверенности от 16.09.2015 г.),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступила жалоба ООО НИИ "Земля и город" на действия Заказчика, Администрация Шекснинского муниципального района, и Уполномоченного органа, КУ ШМР "Управление муниципального заказа", при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке документации территориального планирования Шекснинского муниципального района Вологодской области (N 0330300149715000053), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
По мнению Участника закупки, положения конкурсной документации ограничивают круг участников закупки.
Представители Заказчика и Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области не согласны с доводами жалобы.
Комиссия по контролю в сфере закупок, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев материалы, пришла к следующему выводу.
19.08.2015 г. Уполномоченный орган опубликовал извещение о проведении открытого конкурса zakupki.gov.ru.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Одним из способов определения поставщика является открытый конкурс.
На основании части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Оценка заявок определена статьей 32 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085).
По правилам законодательства о контрактной системе в конкурсной документации устанавливается как минимум два критерия, одним из которых является "Цена контракта".
В рассматриваемом случае установлены критерии "Цена контракта" (значимость данного критерия составляет 20%, коэффициент значимости равен 0,2), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость данного критерия составляет 65%, коэффициент значимости равен 0,65) и
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость данного критерия составляет 15%, коэффициент значимости равен 0,15).
Согласно Постановлению N 1085 минимальная значимость стоимостного критерия "Цена контракта" равному 20 % относится к предмету открытого конкурса на исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.
С данным обстоятельством Участник закупки не согласен, считает, что предмет закупки необходимо отнести к "Работам, услугам за исключением отдельных видов работ, услуг" и минимальная значимость стоимостного критерия "Цена контракта" будет равна 60 %.
Представители Заказчика и Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области считают, что выполнение работ по разработке документации территориального планирования является научно-исследовательской работой.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Понятие генерального плана дано в пункте 9.1 Приказа Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов" (далее - Приказ N 244).
Генеральный план - документ территориального планирования, который может являться пространственным отображением программ (стратегий) социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, программных документов развития городских округов и муниципальных районов и определять стратегию градостроительного развития поселения, городского округа. Генеральный план является градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, городских округов, установление и изменение границ населенных пунктов в составе поселений и городских округов, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
В силу части 2 статьи 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
По части 3 статьи 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Как следует из положений статьи 9 ГрК РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом согласно статье 2 ГрК РФ к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов относятся, в том числе осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Следовательно, генеральный план является обязательным для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе связанных с предоставлением земельных участков.
Содержание генерального плана поселения определено в статье 23 ГрК РФ, в частности генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Задание на проектирование (градостроительное задание) при необходимости может включать в себя проведение предпроектных научно-исследовательских работ и инженерных изысканий (пункт 7.5 Приказа N 244).
Из статьи 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127) следует, что научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе, направленная как на получение новых знаний (фундаментальные научные исследования), так и на их применение для достижения практических целей и решения конкретных задач (прикладные научные исследования).
Выполнение научно-исследовательских работ регламентировано разделом 38 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Также деятельность по выполнению научно-исследовательских работ регулируется ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 15.101-98.
Таким образом, выполнение работ по разработке документации территориального планирования может содержать в себе элемент научно-исследовательских работ. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Заказчиком неверно определена значимость критериев оценки.
Комиссия по контролю в сфере закупок не рассматривала вопрос о том, насколько отвечает раздел конкурсной документации "Техническое задание" требованиям Федерального закона N 127, разделу 38 ГК РФ, ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ 15.101-98.
Следующее, с чем не согласен Участник закупки, это с подкритериями критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Научно-техническая обоснованность выполнения работ - полностью соответствует требованиям; - частично соответствует требованиям; - не соответствует требования. |
60 баллов 30 баллов 0 баллов |
Методологическая проработка разработки градостроительной документации - полностью соответствует требованиям; - частично соответствует требованиям; - не соответствует требованиям. |
40 баллов 20 баллов 0 баллов |
Предметом оценки является содержание предложения участника закупки и оценивается по степени детализации и содержательной проработанности предложений участника закупки по выполнению работ в соответствии с техническим заданием, в части представления научно-исследовательских методов и проектно-планировочных методов и практических подходов, нормативно-методические обоснования и подходы участника закупки к решению поставленных в работе задач.
Участник закупки предоставляет предложение о качестве работ в форме пояснительной записки, которая включать в себя описание порядка выполнения работ с указанием их методологии, технологии и описание системы контроля качества работ. Предложение должно максимально отражать способность участника выполнить техническое задание.
Участник конкурса может подтвердить содержащиеся в данной форме сведения, приложив к ней любые необходимые, по его усмотрению, документы в бумажном и электронном видах. Непредставление таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
По части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 Постановления N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1085 "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Установленное в конкурсной документации содержание подкритериев вводит в заблуждение Участника закупки. Не ясно, какие документы необходимо представить для получения баллов, и каким требованиям они должны отвечать. В рассматриваемом случае такая формулировка не является прозрачной и влечет субъективную оценку заявок членами конкурсной комиссии.
Таким образом, в конкурсной документации установлены подкритерии, но не раскрыто их содержание, что противоречит пункту 10 Постановления N 1085. Заказчик признается нарушившим часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО НИИ "Земля и город" признается частично-обоснованной.
Комиссия по контролю в сфере закупок на основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 106 Закона о закупках, административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и город" частично-обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель |
_________________: |
Мерзлякова Н.В.
Ягольницкая Д.С.
Васянович Ю.Р.
Жирнов А.А. |
Члены комиссии |
_________________:
_________________:
_________________: |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 16 сентября 2015 г. N 5-2/225-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2015