Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17 сентября 2015 г. N 1311
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Игошина В.В. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии:
- Борисова И.Э. |
- |
представителя ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 2 г. Нижнего Новгорода" (доверенность б/н от 16.09.2015), |
- Федуловой Е.В. |
- |
представителя ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 2 г. Нижнего Новгорода" (доверенность б/н от 16.09.2015), |
- Бурмистровой О.П. |
- |
представителя ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 2 г. Нижнего Новгорода" (доверенность б/н от 16.09.2015), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "НМК" (далее также - ООО "НМК", заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Инфекционная клиническая больница N 2 г. Нижнего Новгорода" (далее также - ГБУЗ НО "ИКБ N 2 г. Нижнего Новгорода") при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключить контракт на поставку товаров для обеспечения нужд бюджетного учреждения,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "НМК" на действия ГБУЗ НО "ИКБ N 2 г. Нижнего Новгорода" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кроватей армейских одноярусных для нужд ГБУЗ НО Инфекционная клиническая больница N2 в 2015 году, номер извещения 0332200041515000027.
По мнению заявителя, положения документации названного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представители ООО "НМК" отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители ГБУЗ НО "ИКБ N 2 г. Нижнего Новгорода" на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, факт нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок не признали, считают жалобу ООО "НМК" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 24.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке www.etp-micex.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кроватей армейских одноярусных для нужд ГБУЗ НО Инфекционная клиническая больница N2 в 2015 году, номер извещения 0332200041515000027, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает ГБУЗ НО "ИКБ N 2 г. Нижнего Новгорода".
Оператором электронной площадки является ЗАО "ЭТС".
Предметом контракта является поставка кроватей армейских одноярусных для нужд ГБУЗ НО Инфекционная клиническая больница N2 в 2015 году с начальной (максимальной) ценой контракта 720 006,00 рублей.
2) В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Частью 2 статьи 36 Закона о контрактной системе в сфере закупок по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 названной статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
По смыслу части 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что 14.09.2015, то есть позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе заказчиком принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом доказательств того, что данная отмена произведена вследствие непреодолимой силы, при рассмотрении жалобы не представлено.
Изложенное свидетельствует о том, что отменив определение поставщика (подрядчика, исполнителя) подобным образом, заказчик нарушил требования частей 1 и 2 статьи 36 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3) Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона;
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Пунктом 10 части 1 стати 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о том, чтобы участник закупки не являлся офшорной компанией.
В нарушение названных норм извещение и документация о проведении электронного аукциона не содержат требование к участникам закупки о том, чтобы участник закупки не являлся офшорной компанией.
4) Кроме того, пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с названным Федеральным законом.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что в извещении об осуществлении закупки N 0332200041515000027 отсутствует ограничение участия в определении поставщика, тогда как закупка на поставку кроватей армейских одноярусных для нужд ГБУЗ НО Инфекционная клиническая больница N2 в 2015 году осуществляется среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, разработав извещение об осуществлении закупок подобным образом и разместив его на официальном сайте, заказчик - ГБУЗ НО "ИКБ N 2 г. Нижнего Новгорода" - нарушил требования статьи 42 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5) В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Описание объекта закупки содержится в разделе II документации об электронном аукционе.
Описание объекта закупки изложенным в разделе II документации об электронном аукционе образом соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок (в том числе в части описания характеристик товара), не ограничивает количество участников закупки, не приводит к необоснованному ограничению конкуренции. Доказательств обратного не представлено.
В связи с изложенным жалоба ООО "НМК" признается необоснованной в рассматриваемой части.
6) В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что 04.09.2014 на адрес электронной площадки ЗАО "ЭТС" направлен запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе.
Однако в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик - ГБУЗ НО "ИКБ N 2 г. Нижнего Новгорода" - разместил разъяснения положений документации об электронном аукционе с нарушением установленных сроков (08.09.2015 вместо 07.09.2015), что не отрицается представителями ГБУЗ НО "ИКБ N 2 г. Нижнего Новгорода", присутствующими на заседании.
Кроме того, названное разъяснение положений документации не содержит предмета запроса. Аналогичная ситуация с разъяснением положений документации от 03.09.2015.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
7) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
По смыслу подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение).
В соответствии с пунктом 20 раздела I документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя,
что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее также - Правила). Названные Правила устанавливают порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Регистрационное удостоверение - это документ, подтверждающий факт государственной регистрации медицинского изделия.
Согласно названным Правилам государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия). При этом Приложение к такому удостоверению является неотъемлемой частью его (Приказ Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие").
Так как кровати армейские одноярусные являются изделиями медицинского назначения, они должны иметь регистрационные свидетельства Росздравнадзора (должны быть указаны отдельными строками в приложении к регистрационному удостоверению), подтверждающие факт регистрации данных изделий (принадлежностей) на территории Российской Федерации.
Извещением и документацией аукциона установлено требование о том, что оборудование должно иметь регистрационное удостоверение.
Однако требование о том, что участники закупки должны представить в составе вторых частей заявок на участие в аукционе копии регистрационного удостоверения на предлагаемое к поставке медицинское изделие отсутствует.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 64 и частей 3 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с тем, что определение поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кроватей армейских одноярусных для нужд ГБУЗ НО Инфекционная клиническая больница N2 в 2015 году, номер извещения 0332200041515000027, отменено, Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "НМК" на действия ГБУЗ НО "ИКБ N 2 г. Нижнего Новгорода" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кроватей армейских одноярусных для нужд ГБУЗ НО Инфекционная клиническая больница N2 в 2015 году, номер извещения 0332200041515000027, обоснованной в части нарушения порядка дачи разъяснений положений документации.
2. В остальной части признать жалобу ООО "НМК" на действия ГБУЗ НО "ИКБ N 2 г. Нижнего Новгорода" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Капитальный ремонт помещений здания по ул.Пугачева,д.21, литера А в г..Н.Новгороде" для государственных нужд ГКУ НО "Нижегородстройзаказчик", номер извещения 0832200006615000497, необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования частей 1 и 2 статьи 36, статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1 и 3 статьи 64, часть 4 статьи 65, частей 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Предписание об устранении допущенных нарушений заказчику не выдавать в связи с отменой определения поставщика.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4 и 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Н.В. Балабина
В.В. Игошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 17 сентября 2015 г. N 1311
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2015