Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 8 сентября 2015 г. N КС-263/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.А. Дорофеевой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
А.Г. Киселёвой
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей заявителя - ООО "Ти-Эс-Эс": А.В. Кудашкиной (по доверенности б/н от 07.09.2015), Г. Буйокаса (по доверенности б/н от 07.09.2015), А.Н. Хомякова (по доверенности б/н от 08.09.2015); заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница Калининградской области" - С.С. Линской (по доверенности б/н от 07.09.2015), Э.Б. Румянцева (по доверенности б/н от 07.09.2015); уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области - В.Б. Николаевой (по доверенности N 35-01-01/3599-ДШ от 12.01.2015), Р.Г. Норвиласа (по доверенности N 35-01-01/50-ДШ от 16.01.2015), А.А. Корнилова (по доверенности N 35-01-01/3601-ДШ от 12.01.2015),
рассмотрев жалобу ООО "Ти-Эс-Эс" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница Калининградской области" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса (извещение N 0135200000515000748) на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: "Реконструкция Калининградской областной больницы (Главный корпус I, II и III этапы). Реконструкция диагностического корпуса, отделений стационара, внутренних и наружных коммуникаций (2 этап)" (далее - Конкурс), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу России 01.09.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации о проведении Конкурса.
03.09.2015 жалоба Заявителя перенаправлена для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя при формировании конкурсной документации Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе в части установления требования к поставке оборудования (локальный сметный расчет N 02-01-12) в отношении которого не требуется производство строительных (монтажных) работ, что приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
06.08.2015 ФАС России по аналогичной жалобе ООО "Группа РОЯЛ ИМПОРТ" принято решение о признании жалобы обоснованной, в действиях Заказчика выявлены нарушения, выдано предписание об устранении допущенного нарушения.
Однако Заказчиком не в полном объеме исполнено выданное предписание, поскольку из конкурсной документации исключено оборудование, указанное в разделе 4 локальной сметы N 02-01-12 (по позициям NN 148-167), при этом большая часть оборудования (разделы 1, 2, 3, 5 локальной сметы N 02-01-12), которое технологически и функционально не связано с предметом торгов, не исключено из конкурсной документации.
Заявитель также считает, что в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе Заказчиком необоснованно включено требование о предоставлении в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению (либо реставрации) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с видами выполняемых работ: ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций; ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов, поскольку проектная и сметная документация не содержит информации о проведении работ в отношении металлических конструкций, оснований и фундаментов памятников каменного зодчества.
Данные требования, по мнению Заявителя, искусственно ограничивают количество участников Конкурса.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, ознакомившись с жалобой Заявителя, считает ее необоснованной по следующим основаниям.
Объектом закупки является строительство офтальмологического центра ГБУЗ "Областная клиническая больница КО", путем реконструкции существующего здания 1848-1928г.г. постройки литер "Г", являющегося объектом культурного наследия регионального значения и приспособления его для современного использования.
Учитывая, что объектом закупки и предметом контракта, который будет заключен по ее итогам, является непосредственно проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, то установление требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации является обоснованным. Проектная документация содержит виды работ, для выполнения которых необходимо наличие лицензий, указанных в разделе 2 конкурсной документации (согласно установленному перечню видов работ.
Заказчик обращает внимание, что предметом настоящего конкурса является проведение единого комплекса работ, который включает в себя общестроительные работы, поставку и установку оборудования, что в свою очередь является составной частью одного комплексного процесса по созданию нового здания. Заявленное оборудование, как утверждает Заказчик, технологически и функционально связано со строительством, требует монтажных и пуско-наладочных работ, специальных испытаний, наладки. Итоговой целью закупки является создание готового к эксплуатации медицинского учреждения, которое финансируется за счет целевого финансирования, выделение из целевого финансирования средств на приобретение оборудования и расходных средств не предусмотрено.
Во исполнение предписания ФАС России Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию с учетом решения от 06.08.2015 по делу N К-944/15. Уполномоченным органом размещена соответствующая документация на официальном сайте.
Таким образом, Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1013 (далее -постановление), Агентство осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калининградской области, методологическому сопровождению деятельности заказчиков Калининградской области. Агентство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Калининградской области при проведении закупок.
На основании подпунктов 2 и 6 пункта 6 Порядка взаимодействия заказчиков Калининградской области с Агентством, утвержденного постановлением, Заказчик составляет сведения об основных условиях осуществляемой закупки товаров, работ, услуг и совместно с координирующим органом составляет проект контракта.
Агентством документация о проведении конкурса утверждена в части, касающейся организации и проведения конкурса, за исключением утвержденных заказчиком сведений об основных условиях осуществляемой закупки, технического задания, обоснования начальной (максимальной) цены контракта и проекта контракта.
Таким образом, установление требований к участникам конкурса относится к полномочиям Заказчика, а не к полномочиям Агентства.
В рамках представленных полномочий Уполномоченным органом исполнено предписание ФАС России от 06.08.2015 по делу N К-944/15 в полном объеме. Внесение изменений в конкурсную документацию по вопросам, указанным в предписании ФАС России, относится к полномочиям Заказчика.
Уполномоченный орган поддерживает позицию Заказчика и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
07.07.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0135200000515000748 о проведении Конкурса и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 593 080 740,00 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
03.08.2015 в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Группа РОЯЛ ИМПОРТ" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) пришла к следующим выводам.
Применение норм Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с Локальным сметным расчетом N 02-01-12 конкурсной документации Заказчиком установлены требования к поставке оборудования, в том числе: набор магнитов глазных микрохирургических литых; скальпель микрохирургический, бикс медицинский, векоподъемник, стол врача-лаборанта типа СВЛ-2 и т.п.
Указанное оборудование не связано неразрывно с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Для устранения допущенного нарушения на основании решения от 06.08.2015 по делу N К-944/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО "Группа РОЯЛ ИМПОРТ", Уполномоченному органу, Заказчику, Конкурсной комиссии (в рамках имеющихся полномочий) выдано обязательное для исполнения предписание, в том числе в срок до 20.08.2015 привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 06.08.2015 по делу N К-944/15, а также разместить соответствующую документацию на Официальном сайте.
Во исполнение предписания по делу от 06.08.2015 N К-944/15 Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию. Указанные изменения размещены Уполномоченным органом на официальном сайте (редакция N 2 от 14.08.2015).
Согласно разделу 3 "Техническое задание (описание объекта закупки)" конкурсной документации в редакции N 2 от 14.08.2015 работы, предусмотренные в локальном сметном расчете ЛС N 02-01-13 "Технологическое оборудование, не монтируемое"; локальном сметном расчете ЛС N 02-01-12 раздел 4 "Оборудование, требующее сборки и расстановки" на общую сумму 12276,77 тыс. рублей не включены в расчет начальной (максимальной) цены контракта. Поставка и монтаж данного оборудования осуществляется заказчиком по дополнительным контрактам.
Анализ конкурсной документации в редакции N 2 от 14.08.2015 показал следующее. Локальный сметный расчет N 02-01-12 содержит 5 разделов, каждый из которых содержит перечень поставляемого медицинского оборудования, не облагаемого НДС. С учетом изменений, внесенных Заказчиком в редакцию N 2 от 14.08.2015 конкурсной документации, перечень оборудования, которое не связано неразрывно с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта, а также исключенное из расчета начальной (максимальной) цены контракта, содержится в разделе 4 ЛС N 02-01-12.
Вместе с тем, вышеуказанное оборудование не исключено из остальных разделов ЛС N 02-01-12.
Так, например:
- в разделе 3 ЛС N 02-01-12 к поставке определены, в том числе: стол врача-лаборанта типа СВЛ-2, тележка медицинская для транспортировки больных типа ТБП-01, тележка медицинская для перевозки стерилизационных коробок типа ТП-СК1 и др.
- в разделе 5 ЛС N 02-01-12 к поставке определены, в том числе: набор пробных линз типа TL-35М, линза офтальмологическая 78D типа V78LC, таблицы для определения цветоощущения, набор скиаскопических линеек, набор магнитов, векорасширитель, векоподъемник, бикс медицинский, пинцеты глазые микрохирургические, набор магнитов глазных, шовный материал, перевязочный материал, салфетка микроволновая желтая, красная, пробная оправа, инструменты медицинские офтальмологические многоповерхностного воздействия и др.
Кроме того, Комиссией установлено:
- локальным сметным расчетом N 02-01-15 конкурсной документации Заказчиком установлены требования к поставке оборудования, в том числе: принтер типа Bizhub3300р, тонер картридж TNP-36, принтер штрих кодов, наклейки 5х3,5 (2000 наклеек в рулоне), тонер карридж (черный) + барабан (черный), тонер картридж (маджента) + барабан (маджента) и др.
- локальным сметным расчетом N 02-01-17 конкурсной документации Заказчиком установлены требования к поставке оборудования, в том числе: проигрыватель с Flash типа CD-611 CD/MP3, цифровой магнитофон типа PV-632А.
Таким образом, конкурсная документация содержит перечень оборудования, поставка и установка которого впоследствии возможна без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Поставка вышеуказанного оборудования составляет отдельный функционирующий рынок, не требует функциональных связей со строительством, специальных испытаний и пусконаладочных работ.
В соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, указанных выше, не предъявляются требования по получению свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта и иных специальных разрешений.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки подобным образом, а именно: объединение выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки, не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, частичное исключение из расчета начальной (максимальной) цены контракта оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки, говорит о неисполнении Заказчиком предписания по делу от 06.08.2015 N К-944/15 в полном объеме, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
2. В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно - документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 20 Раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации установлено, что участнику закупки необходимо представить в составе заявки, в том числе следующие документы:
- копия действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с видами выполняемых работ:
- ремонт, реставрация и воссоздание кровель;
- ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций;
- ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов;
либо копия действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с видами выполняемых работ: Производственные работы:
- реставрация кровельных покрытий (ремонт, реставрация и воссоздание кровель);
- реставрация памятников каменного зодчества (ремонт, реставрация, воссоздание, укрепление оснований и фундаментов);
- реставрация металлических конструкций (ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций).
В ходе заседания Комиссии установлено, что объектом закупки является строительство офтальмологического центра ГБУЗ "Областная клиническая больница КО" путем реконструкции существующего здания 1848-1928гг. постройки, литер "Г", являющегося объектом культурного наследия регионального значения, что подтверждается охранным обязательством на объект культурного наследия N 47 от 07.03.2012.
Согласно статье 40 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее - ФЗ N 73-ФЗ) сохранением объекта культурного наследия являются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В силу статьи 44 ФЗ N 73-ФЗ приспособлением объекта культурного наследия для современного использования являются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
На основании пункта 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 6 статьи 45 ФЗ N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В ходе заседания Комиссии установлено, что локальным сметным расчетом 02-01-01 (раздел 2. Устройство фундаментов), локальным сметным расчетом 02-01-03 на реконструкцию существующего корпуса (разделы 4, 5, 10), в положительном заключении государственной экспертизы проектной документации предусмотрено выполнение работ в отношении металлических конструкций, оснований, в том числе укладка металлических балок в перекрытиях, устройство перекрытий по стальным балкам и монолитных участков при сборном железобетонном перекрытии, отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей, устройство бетонной подготовки, перекладка ранее заложенной части стены, усиление металлических балок из прокатных профилей, усиление металлических балок перекрытия над подвалом и т.п.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком сформированы обоснованные требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе, а именно - требование о представлении копии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с видами выполняемых работ: ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций; ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов либо копии действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с видами выполняемых работ (производственные работы).
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ти-Эс-Эс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии Уполномоченного органа предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 08.09.2015 N КС-263/2015 в ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту неисполнения предписания по делу от 06.08.2015 N К-944/15.
5. Передать материалы дела от 08.09.2015 N КС-263/2015 должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
Ю.А. Дорофеева
А.Г. Киселёва |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 8 сентября 2015 г. N КС-263/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2015