Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 12 октября 2015 г. N Кс-285/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
О.А.Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
Членов комиссии:
с участием представителей: |
Ю.К. Быстровой
Л.В. Шевченко
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
|
- Государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Отряд государственной противопожарной службы и обеспечения мероприятий гражданской обороны" (далее - Заказчик) - А.В. Широченкова (по доверенности б/н от 07.10.2015), А.П. Ходоско (по доверенности б/н от 07.10.2015), Ю.А.Скворцова (по доверенности Nб/н от 07.10.2015), Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) - Р.Г.Норвиласа (по доверенности N35-01-01/50-ДШ от 16.01.2015), А.А. Писочнюк (по доверенности N35-01-01/50-ДШ от 16.01.2015), ООО "Таурус" (далее - Заявитель) - А.Ю. Юсупова (по доверенности Nб/н от 01.09.2015),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона (извещение N 0135200000515001058) на право заключения контракта на поставку тепловизора (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.10.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель полагает, что размещенная документация об электронном аукционе содержит нарушения действующего законодательства.
По мнению Заявителя указанные в Техническом задании пункты 5.4., 6.2., 6.3., 6.4., 8.1., 8.2., 8..5 не влияют на функциональные особенности работы оборудования и присутствуют в документации с целью ограничения конкуренции. По содержанию требований технического задания заказчик предлагает к поставке единственный возможный вариант - это тепловизор производства компании Drager UCF 9000.
Пункты Технического задания с завышенными требованиями:
Пункт 5.4. по мнению Заявителя, ограничивает конкуренцию, так как при запрашиваемых характеристиках детектора камеры 4х кратное увеличение не имеет смысла, так как при таком увеличении, принимая во внимание разрешение матрицы, изображение будет не информативным для человеческого глаза.
В пункте 6.2. указана точная, конкретная характеристика, не используются стандартные показатели разрешение матрицы оригинально, изготавливает только один производитель. Основные аналогичные модели имеют разрешение матрицы 320*240. Корректно было бы указать значение: "не менее 320*240".
В пункте 6.3. указан точный предел, исключающий поставку приборов незначительно отличающихся по длине волны.
В пункте 6.4. указана точная характеристика, без возможности поставки прибора с более высокими показателями частоты обновления кадров.
В пунктах 8.1.,8.2. запрашивается неоправданно завышенный диапазон температур (при работе подобными приборами нет необходимости в измерении таких температур), завышен диапазон, характеристики совпадают только с показателями одного единственного прибора.
Пункт 8.5. является излишним требованием так как в условиях пожара и задымлённости его не будет видно человеческому глазу.
Совокупность данных требований технического задания не допускает к поставке никакие другие приборы, кроме тепловизора Drager - UCF 9000.
Аукционная документация составлена на наш взгляд с нарушениями, цель которых ограничить не только товарную конкуренцию, но и конкуренцию по числу участников, так как оборудование, подходящее под требования технического задания изготавливает на мировом рынке всего одна организация (Drager -Германия).
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Техническое задание на поставку тепловизора было составлено в соответствии с потребностью Заказчика с целью использования в поисковых мероприятиях, аварийно-спасательных мероприятиях и при пожарах руководителями тушения пожара и аварийно-спасательных работ (оперативными дежурными):
пункт 5.4 "Двух кратное и четырехкратное увеличение" характеристика необходима, чтобы еще больше приблизиться к месту событий при наличии на местности отдаленных холодных точек (камень, человек, утечек газа и жидкостей и т.д.) и горячих точек (очаги пожара) при поисковых мероприятиях и при пожарах, при разрешении матрицы 384x288 пикселей характеристика эффективна;
пункт 6.2 "Разрешение 384x288 пикселей" характеристика необходима для мгновенного определения температуры и передачи четкого изображения при любых температурных условиях при поисковых мероприятиях и при пожарах;
пункт 6.3 "Спектральный инфракрасный диапазон включает, кмк от 8 до 14" характеристика необходима, чтобы увидеть и распознать любые объекты, находящиеся в тумане при поисковых мероприятиях;
пункт 6.4 "Частота регенерации изображения 50 Гц" характеристика необходима для информирования о том, сколько раз в секунду происходит обновление теплового изображения на дисплее прибора, стандартная частота передачи сигнала PAL;
пункт 8.1 "Диапазон измеряемых температур включает, °С от -40 до +1000" характеристика необходима при аварийно-спасательных мероприятиях и при пожарах, в том числе на техногенно-опасных объектах;
пункт 8.2 "Минимальная рабочая температура, °С не выше -35" характеристика необходима при аварийно-спасательных мероприятиях В Калининградской области, в том числе за пределами Калининградской области;
пункт 8.5 "Лазерный целеуказатель" характеристика необходима для указания членам расчета газодымозащитников местонахождения наиболее опасных участков, людей направления движения и т.д. как при проведении аварийно- спасательных мероприятий, так и пожарах.
При обосновании начальной максимальной цены контракта, Заказчиком направлены запросы в адрес трех потенциальных поставщиков с характеристиками товара указанными в приложении.
В ответах, полученных от поставщиков, помимо предложенной цены, указаны и предлагаемые к поставке модели тепловизоров "DRAGERUFS9000", "SCOTT Х380" с общими для этих моделей техническими характеристиками, включая пункты 5.4, 6.2, 6.3, 6.4, 8.1, 8.2, 8.5, которые указаны в жалобе, что свидетельствует о возможности поставки различных приборов.
Исходя из вышеизложенного, аукционная документация Заказчика не нарушает законодательство и не ограничивает конкуренцию по числу участников.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченный орган поддерживает позицию Заказчика по данному вопросу и считает, что документация об аукционе, в том числе техническое задание, полностью соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки носит объективный характер и не ограничивает круг участников закупки.
Закон о контрактной системе не предоставляет полномочия заявителю определять, какие требования к характеристикам объекта закупки важны для заказчика, а какие являются несущественными.
Заявителем не представлены доказательства того, что описание объекта закупки приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, заявитель указывает в жалобе на возможность поставки в соответствии с требованиями технического задания исключительно тепловизора Drager - UCF 9000. Данный вывод противоречит фактическим обстоятельствам дела, так как на участие в аукционе участником под номером 1 предложена поставка тепловизора марка Scott Х380, что подтверждает возможность поставки тепловизоров других марок.
На основании изложенного, Уполномоченный орган просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
29.09.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0135200000515001058) на право заключения контракта на поставку тепловизора.
Начальная (максимальная) цена контракта - 795 000,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На официальном сайте Заказчиком размещен текстовый файл, содержащий описание объекта закупки (Техническое задание).
В Техническом задании документации об аукционе (далее - Техническое задание), являющимся неотъемлемой частью документации об Аукционе, Заказчиком определены функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки:
N п/п |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки |
Требования к показателям |
1 |
2 |
3 |
1. |
Габаритные размеры: |
|
1.1. |
Ширина, мм |
Не более 130 |
1.2. |
Высота, мм |
Не более 280 |
1.3. |
Глубина, мм |
Не более 115 |
2. |
Вес, кг |
Не более 1,4 |
3. |
Корпус |
|
3.1. |
Материала корпуса: жаропрочный пластик |
Наличие |
3.2. |
Класс защиты |
Не менее IP 67*(1) |
3.3. |
Защитный материал бампера дисплея и линзы: резина |
Наличие |
3.4. |
Устройство для крепления вытяжного шнура-рулетки с карабином |
Наличие |
4. |
Дисплей |
|
4.1. |
Дисплей: цифровой жидкокристаллический цветной |
Наличие |
4.2. |
Диагональ экрана, см |
Не менее 9 |
5. |
Оптика |
|
5.1. |
Материал: германий |
Наличие |
5.2. |
Глубина резкости, включая диапазон, м |
От 1 до бесконечности |
5.3. |
Поле зрения по диагонали, град |
Не менее 54 |
5.4. |
Двух кратное и четырехкратное увеличение |
Наличие |
6. |
Термодатчик |
|
6.1. |
Тип: неохлаждаемый микроболометр |
Наличие |
6.2. |
Разрешение 384х288 пикселей |
Наличие |
6.3. |
Спектральный инфракрасный диапазон включает, кмк |
От 8 до 14 |
6.4. |
Частота регенерации изображения 50 Гц |
Наличие |
7. |
Электрооборудование |
|
7.1. |
Входное напряжение от сети постоянного тока блока питания автомобильного зарядного устройства на 12 В и на 24 В |
Наличие |
7.2. |
Источник питания: аккумулятор Li-Ion |
Наличие |
7.3. |
Время работы от полностью заряженного аккумулятора, час |
Не менее 4 |
7.4. |
Время полной зарядки аккумулятора 2,5 часа |
Наличие |
8. |
Общие требования |
|
8.1. |
Диапазон измеряемых температур включает, °С |
От -40 до +1000 |
8.2. |
Минимальная рабочая температура, °С |
Не выше -35 |
8.3. |
Максимальная температура работы в течение 20 минут, °С |
Не ниже +120 |
8.4. |
Максимальная температура работы в течение 8 минут, °С |
Не ниже +260 |
8.5. |
Лазерный целеуказатель |
Наличие |
8.6. |
Функция видеозахвата |
Наличие |
8.7. |
Функция стоп-кадра |
Наличие |
9. |
Комплектация |
|
9.1. |
Тепловизор, шт |
1 |
9.2. |
Аккумуляторная батарея, шт |
2 |
9.3. |
Автомобильное зарядное устройство, шт |
1 |
9.4. |
Вытяжной шнур-рулетка с карабином, шт |
1 |
Как следует из пояснений Заказчика, указанная характеристика по пункту 5.4. "Двух кратное и четырехкратное увеличение" Технического задания - "наличие" необходима для максимального приближения места чрезвычайных событий при наличии на местности отдаленных холодных точек (камень, человек, утечек газа и жидкостей и т.д.) и горячих точек (очаги пожара) как при проведении поисковых мероприятий, так и при пожаротушении, при разрешении матрицы 384x288 пикселей данная характеристика является наиболее эффективной.
Таким образом, довод Заявителя о завышенном требовании Заказчика к характеристике детектора камеры, является несостоятельным.
Вместе с тем, Заявитель полагает, что указанная характеристика в пункте 6.2 "Разрешение 384х288 пикселей" - "наличие" завышена, так как указана конкретная, точная характеристика. По мнению Заявителя, корректнее было бы указать значение: "не менее 320*240".
Как пояснил Заказчик, указанная характеристика необходима для мгновенного определения температуры и передачи четкого изображения при любых температурных условиях при проведении поисковых мероприятий и пожаротушении и довод жалобы является несостоятельным.
Таким образом, указанная характеристика установлена исходя из потребностей Заказчика.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлено требование, согласно которому в пункте 6.3. "Спектральный инфракрасный диапазон включает, кмк" Технического задания - "От 8 до 14" указан точный предел, исключающий поставку приборов незначительно отличающихся по длине волны.
В соответствии с Техническим заданием единицей измерения спектрального инфракрасного диапазона является кмк.
Заказчиком в ходе рассмотрения жалобы даны следующие пояснения по использованию указанной единицы измерения: кмк - квадратный километр в соответствии с общероссийским классификатором единиц измерения (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366) и данная характеристика прибора необходима Заказчику как размер "захватываемой" тепловизором площади поверхности при проведении поисковых мероприятий.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в практической спектрофотометрии измерения поглощения проводят в спектральной области, которую принято делить на 3 части: ультрафиолетовая, видимая и инфракрасная области спектра. Единицей измерения длин волн в ультрафиолетовой части спектра в практической спектрофотометрии обычно служит нанометр (1 нм = 10 м). Ультрафиолетовая область спектра расположена в интервале длин волн 200-400 нм, видимая область - в интервале длин волн 400-700 нм. Наконец, инфракрасная область спектра включает длины волн более 700 нм. В инфракрасной области спектра единицей измерения длин волн служит микрометр (1 мкм - 10 м).
Кроме того, Комиссией в ходе анализа технического задания характеристик тепловизоров по показателю "Спектральный инфракрасный диапазон", размещенных производителями товаров и поставщиками в сети "Интернет", а также представленных Заявителем, установлено использование исключительно единицы измерения мкм.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что указание в качестве единицы измерения спектрального инфракрасного диапазона в кмк не соответствует требованиям об объективности описания закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе), что может привести к неверному пониманию потенциальными участниками потребностей Заказчика и ограничению конкуренции.
Кроме того, в пункте 6.4. "Частота регенерации изображения 50 Гц" Технического задания - "Наличие" Заказчик указал точный показатель, без возможности поставки прибора с более высокими показателями частоты обновления кадров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указание в аукционной документации ненадлежащей информации о характеристиках закупаемого товара привело к нарушению пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и, в указанной части, довод Заявителя является обоснованным.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что указание в Техническом задании в пункте 7.4. "Время полной зарядки аккумулятора 2,5 часа" - "Наличие", а также в п.7.2. "Источник питания: аккумулятор Li-on данной характеристики также не соответствует объективному описанию объекта закупки.
Так, при заряде Li-on аккумуляторных батарей током 1С время заряда составляет 2-3 часа. Li-on батарея достигает состояния полного заряда, когда напряжение на ней становится равным напряжению отсечки, а ток при этом значительно уменьшается и сотавляет примерно 3 % от начального тока заряда.
К недостаткам Li-on аккумуляторов следует отнести чувствительность к перезарядам и переразрядам, из-за этого они должны иметь ограничители заряда и разряда.
Каких-либо сведений и документов, обосновывающих потребность Заказчика в товаре с указанными значениями характеристик, на рассмотрение Комиссии не представлено. Более того, в описании тепловизора Drager - UCF 9000 размещенном в сети интернет по адресу: http://www.draeger.com указана возможность использования как Li-on батарей, так и щелочных батарей. Следовательно производитель считает их взаимозаменяемыми. В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что указанные Заказчиком характеристики в п.п. 6.4, 7.2, 7.4.Технического задания не носят объективный характер и приводят к ограничению конкуренции.
Вместе с тем, иные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что при описании объекта закупки Заказчиком нарушено требование пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (в части отсутствия объективности при описании объекта закупки, влекущее ограничение количества участников закупки).
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Таурус" обоснованной.
2. Признать заказчика - Государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Отряд государственной противопожарной службы и обеспечения мероприятий гражданской обороны" нарушившим пункт 1часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Уполномоченного органа, оператору электронной площадки (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель комиссии: |
|
О.А.Боброва |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
Л.В. Шевченко
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
-------------------------------------------
*(1) Класс защиты определяется в соответствии с ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 12 октября 2015 г. N Кс-285/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2015