Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 сентября 2015 г. N КС-271/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
Л.В. Шевченко
|
старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
с участием представителей заявителя - ООО "Западная магистраль": К.Ю. Лиц (по доверенности от 10.09.2015 N 30/15); заказчика - администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - управления экономического развития администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ": В.Ю. Азаровой (по доверенности от 10.09.2015 N 64), О.А. Кавун (по доверенности от 15.04.2015 N 42),
рассмотрев жалобу ООО "Западная магистраль" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - управления экономического развития администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135300010015000079) на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство тепловых сетей от котельной N 3 по улицам Тельмана, Юбилейной, Ленина в г. Гвардейске Калининградской области" (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 07.09.2015 поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия) при проведении Аукциона в части принятия необоснованного, по мнению Заявителя, решения об отказе в допуске к участию в Аукционе при рассмотрении первых частей заявок.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
ООО "Западная магистраль" подало заявку на участие в Аукционе.
По результатам рассмотрения первых частей заявок Единой комиссией Уполномоченного органа принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявки Заявителя по причине непредоставления информации о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленными документацией об Аукционе, по позициям 9, 10, 15 заявки.
По мнению Заявителя, Единой комиссией принято необоснованное решение, поскольку установленные Заказчиком требования к материалам не являются описанием объекта закупки, что исключает обязанность участников закупки представлять в составе первой части заявки конкретные показатели, используемого для выполнения работ товара.
Заявитель считает, что поданная им заявка в полной мере отвечает требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе, поскольку содержит согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями, установленными документацией об Аукционе.
Заявитель также обращает внимание, что при формировании документации об Аукционе Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки.
Заявитель просит устранить допущенные Заказчиком и Уполномоченным органом нарушения.
Заказчиком, Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик, Уполномоченный орган ознакомившись с жалобой Заявителя, считают ее необоснованной по следующим основаниям.
Разделом 3 документации об Аукционе Заказчиком предусмотрены "Общие требования к материалам и оборудованию, выполняемым работам", в которых Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а именно: "Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству тепловых сетей в соответствии с проектной документацией, включая смету на строительство и результаты инженерных изысканий.., настоящим техническим заданием, календарным графиком выполнения работ, а также условиями контракта и требованиями действующих нормативных документов".
В состав рабочей документации проекта по строительству тепловых сетей в обязательном порядке входят спецификации оборудования, изделий и материалов системы тепломеханических решений, в которых установлены конкретные технические характеристики материалов и оборудования для разработанных проектом конструктивных решений.
По окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подано две заявки от участников закупки. После утверждения Заказчиком документации об аукционе Единая комиссия обязана рассмотреть заявки участников закупки на соответствие их требованиям, установленным документацией об Аукционе.
При рассмотрении первых частей заявок членами Единой комиссии установлено, что участником закупки с порядковым номером 2 в составе заявки не представлены конкретные показатели используемого при выполнении работ товара: по п. 9 заявки участником не указана конкретная марка стали; по п. 10 участником не указана конкретная характеристика для дренажа для типоразмера DN 50 мм; по п. 15 заявки участником не указана сталь конкретной марки для оборудования, не указана конкретная характеристика (диаметр) для распределительной арматуры - арматурная сталь класса В 500С, не указана конкретная точность изготовления предлагаемого оборудования и допускаемые отклонения параметров; по п. 16 заявки участником не указана конкретная характеристика для водонепроницаемости; по п. 24 заявки параметры предложенного участником материала не соответствуют требованиям Технического задания.
Таким образом, Единой комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику с порядковым номером заявки 2 на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Более того, участникам закупок статьей 65 Закона о контрактной системе предоставлено право получения разъяснений положений документации об аукционе. Заявитель таким правом не воспользовался.
При описании требований к материалам в п.п. 2, 3, 4, 10 ТЗ использовались обозначения из ПРД и сметной документации. Использованные в ТЗ обозначения не ввели в заблуждение участников закупки при составлении заявок, в том числе Заявителя.
По п.п. 14, 23 ТЗ при составлении документации об Аукционе были допущены опечатки, которые не учитывались при рассмотрении и оценке заявок и, соответственно, не повлекли за собой ограничение участия в Аукционе.
Таким образом, Заказчик и Уполномоченный орган считают доводы Заявителя несостоятельными и просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
30.06.2015 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение N 0135300010015000079 о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 377 690,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
1. По окончании срока подачи заявок до 11:00 28.08.2015 на участие в Аукционе поступило две заявки от участников закупки, в том числе от ООО "Западная магистраль" (заявка N 2).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с вышеуказанной нормой закона в п. 20 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в электронном аукционе следующей информации:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных настоящей документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 3.2.3.1 раздела 1 "Электронный аукцион (общие условия проведения электронного аукциона) документации об Аукционе если в ТЗ значение показателей товара, используемого при выполнении работ является минимальным (более, не менее, от), максимальным (менее, не более, до), сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо" "должен быть", "должен иметь", "не должен быть", "должен соответствовать" и знаками "+/-", участник закупки указывает конкретные (точные) значения показателей без слов "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не хуже", "типа", "от", "до", "от до включая диапазон", "включая диапазон", "или", "и/или", "либо", "должен быть", "должен иметь", "не должен быть", "должен соответствовать", "на выбор заказчика", "по усмотрению заказчика", "не уже", "уже", "не шире", "шире", знаков "+/-", "+", "-" и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров. Описание характеристик товара в первой части заявки на участие в аукционе, не позволяющее установить соответствие характеристик товара требованиям настоящей документации, не является указанием конкретных показателей товара.
Пунктом 25 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе установлено, что описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам и условия контракта указаны в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" и разделе 4 "Проект контракта" аукционной документации.
Согласно приложению N 1 к муниципальному контракту в раздел "Требования к товарам, используемым при выполнении работ по строительству тепловых сетей от котельной N 3 по улицам Тельмана, Юбилейной, Ленина в г. Гвардейске Калининградской области" включается информацию о товаре (товарный знак и (или) конкретных показателях товара), указанная в заявке на участие в электронном аукционе Генерального подрядчика.
Раздел 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" (далее - ТЗ) содержит, в том числе требования к товарам, используемым при выполнении работ по строительству тепловых сетей от котельной N 3 по улицам Тельмана, Юбилейной, Ленина в г. Гвардейске Калининградской области с указанием наименования материала,
функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик объекта закупки, связанных с определением соответствия поставляемого товара требованиям Заказчика.
Таким образом, документация об Аукционе, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, содержит показатели, позволяющие определить соответствие используемого при выполнении работ товара, установленным заказчиком требованиям. При этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Положения Закона о контрактной системе и документации об Аукционе предусматривают обязанность участника закупки указать те конкретные характеристики товара, которые он намеревается использовать при выполнении работ, и которые соответствуют требованиям Заказчика.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0135300010015000079/1 от 01.09.2015 Единой комиссией принято решение о допуске к участию в Аукционе участника с порядковым номером 3 и признании данного участника закупки участником Аукциона, а также об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему заявку на участие в Аукционе с порядковым номером 2 (ООО "Западная магистраль") по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: в первой части заявки на участие в Аукционе отсутствуют конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе, в том числе: по п.п. 9, 10, 15, 16; а также по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации: в первой части заявки на участие в Аукционе предоставлены недостоверные сведения о товаре по п. 24.
Изучив представленную Уполномоченным органом заявку Заявителя, Комиссия установила, что ряд позиций заявки не содержат конкретных показателей товара, используемого при выполнении работ.
Так, например:
- в п. 9 заявки участником предлагаются для использования трубы стальные с массой 1 м, кг - от 3,58 до 70,15 (в ТЗ - от 3,58 до 70,15), что не является указанием конкретного показателя товара и не соответствует требованиям документации об Аукционе;
- в п. 14 заявки участник указывает характеристику условной вязкости, мм: от 140 (в ТЗ - от 140 до 180), что не является указанием конкретного показателя товара и не соответствует требованиям документации об Аукционе;
- в п. 15 заявки по позиции "распределительная арматура" предлагается арматурная сталь класса В500С диаметром от 4 мм и арматурная проволока класса В-1 диаметром 4 мм (в ТЗ - арматурная сталь класса В500С диаметром от 4 до 5 мм и арматурная проволока класса В-1 диаметром от 3 до 5 мм), что не является указанием конкретного показателя диаметра арматурной стали класса В500С и не соответствует требованиям документации об Аукционе;
- в п. 16 заявки участник указывает характеристику водонепроницаемости плиты - от W2 (в ТЗ - от W2 до W4), что не является указанием конкретного показателя товара и не соответствует требованиям документации об Аукционе; и др.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Единая комиссия при рассмотрении первых частей заявок приняла обоснованное решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику с порядковым номером 2 (ООО Западная магистраль").
Жалоба Заявителя признается необоснованной.
2. Согласно ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0135300010015000079/1 от 01.09.2015 первая часть заявки участника с порядковым номером 3 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Изучив заявку участника с порядковым номером 3, Комиссия установила, что заявка не содержит конкретных характеристик, в том числе по следующим позициям:
- п. 15 "Арматурные сетки сварные" - диаметр от 10 до 32 мм для арматурной стали класса А240(А-1); диаметр не менее 4 мм не более 5 мм для арматурной стали класса В500С и др., что не является указанием конкретного показателя товара и не соответствует требованиям документации об Аукционе;
- п. 25 "Горячая асфальтобетонная смесь" удельная эффективная активность естественных радионуклидов - 370-741 Бк/кг, что не является указанием конкретного показателя товара и не соответствует требованиям документации об Аукционе (в ТЗ - менее 701 Бк/кг).
Таким образом, в нарушение ч.ч. 3, 4 ст. 67 Закона о контрактной системе Единая комиссия при рассмотрении первых частей заявок приняла необоснованное решение о допуске участника с порядковым номером 3 к участию в Аукционе.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что при описании объекта закупки по ряду позиций Заказчиком установлены показатели товара, которые не позволяют однозначно определить соответствие используемых при выполнении работ товаров требованиям Заказчика.
Так, в пункте 10 ТЗ установлены характеристики для крана шарового приварного с ручкой для дренажа в соответствии с требуемым типоразмером. Требуются типоразмеры: д. 65 мм; д. 50 мм.
Представителем Заказчика даны пояснения, что требуются типоразмеры как д. 65 мм так и д. 50 мм.
Также установлены характеристики технических параметров:
- "рабочее давление - PN от 1,6 до 4,0 типоразмеры DN от 10 до 250", что обязывает участника указать конкретную характеристику рабочего давления в пределах от 1,6 до 4,0, а также типоразмер DN в пределах от 10 до 250, в том числе, позволяет указать превышающий установленный Заказчиком д. 65 мм.
При этом также установлены характеристики:
- "DN: не менее 65; PN: не менее 1,6 МПа", что не позволяет использовать требуемый Заказчику типоразмер DN 50 мм.
Подобное неоднозначное описание показателей крана шарового не является объективным описанием объекта закупки, позволяет участнику закупки использовать при выполнении работ товар несоответствующий потребностям самого Заказчика.
Кроме того, одним из оснований отказа в допуске к участию в Аукционе участника с порядковым номером 2 являлось неуказание участником конкретных характеристик по п. 10 для типоразмера DN 50 мм.
Пунктом 23 ТЗ установлены характеристики для песка природного для строительных работ среднего: "Характеристики (в соответствии с требуемым типоразмером), не менее: содержание глины в комках в процентах по массе, не менее 0,6, значение суммарной удельной эффективности активности естественных радионуклидов менее 741 Бк/кг".
Аналогичным образом установлены характеристики в п. 25 ТЗ "Горячая асфальтобетонная смесь".
Подобное описание показателей не позволяет участнику определить потребность Заказчика и не позволяет сформировать свое предложение по данным показателям.
Таким образом, Комиссия считает, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не является объективным.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Западная магистраль" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение ч.ч. 3, 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии Уполномоченного органа предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
Л.В. Шевченко |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 сентября 2015 г. N КС-271/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2015