Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 10 сентября 2015 г. N 21-06/207-15Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
ВрИО начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Королевой А.М.,
в отсутствие представителей заказчика - КГКОУ "Камчатской школы интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей" (далее - Заказчик, Интернат) уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы посредством факсимильной связи и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
в присутствии заявителя - ООО НПП "КАМТЭКС" (далее-Заявитель): Жукова Н.Л. (по доверенности от 19.08.2015),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на поставку автомобиля для нужд Заказчика (номер извещения 0338200002615000006) (далее-Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
25.08.2015 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем аукциона в электронной форме на поставку автомобиля для нужд Заказчика (Закупка N 0338200002615000006); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 915 000,00 рублей.
03.09.2015 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО НПП "КАМТЕКС" на действия Заказчика при осуществлении данной закупки.
По мнению Заявителя, в технической части документации об электронном аукционе "Поставка легкового автомобиля" совокупность перечисленных в указанном документе технических характеристик однозначно указывает на конкретную модель автомобиля конкретного производителя, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и влечет за собой ограниченное количество участников закупки. А также, Заявитель полагает, что Заказчиком нарушен порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил письменные пояснения от 09.09.2015 N 635, в которых указал следующее.
В разделе 2.2 "Описание объекта закупки" аукционной документации Заказчик указал функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки - автомобиля легкового (далее-Товар, Автомобиль), с указанием максимальных и минимальных значений таких показателей, показателей, значение которых не могут изменяться в соответствии со своими потребностями. При этом указание на фирменные наименования, наименование конкретных производителей Товара документация о Закупке Товара не содержит.
Установление Заказчиком значимых технических характеристик Товара (высота, масса, требования к передней/задней подвескам, рабочий объем двигателя, расход топлива, число мест, дополнительные опции) обусловлены потребностями Заказчика, и является его правом.
Указанные Заказчиком требования в отношении высоты автомобиля (не менее 2000, но не более 2030), обусловлено с его стороны наличием гаражного бокса с определёнными габаритами, которые оборудованы под автомобили с указанными параметрами. Закупка автомобилей с другими характеристиками, повлечет за собой реконструкцию помещения и дополнительные материальные затраты.
Также, указанный рабочий объем двигателя (не более 2,7 л) и масса автомобиля (не менее 2520, но не более 2650 кг) обусловлена целесообразным расходованием бюджета во время эксплуатации автомобиля. Увеличение этих показателей повлекут за собой увеличение расхода топлива, и как следствие, дополнительные расходы.
Указанные Заказчиком требование по количеству мест (не более 5) обусловлено тем, что на балансе у Заказчика уже имеется 2 (два) автобуса марки "ПАЗ" с вместимостью 22 человека каждый, в связи с чем увеличение данного показателя влечет для Заказчика нецелесообразность (отсутствие необходимости) приобретения такого автомобиля.
Вместе с тем, довод Заявителя о том что, совокупность характеристик указывает на конкретную модель товара, не верное - так как в техническом описании Товара имеются вариативные характеристики, то есть минимальные и максимальные показатели.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены в статье 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться наряду с прочими, правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов -или эквивалент, за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 выше указанного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 2.2 "Описание объекта закупки" документации о Закупке Заказчик указал функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики Товара с указанием максимальных и минимальных значений таких показателей, показателей, значения которых не могут изменяться в соответствии со своими потребностями. При этом указания на фирменные наименования, полезные модели, наименование конкретных производителей товара документация о Закупке не содержит.
Характеристики объекта Закупки в аукционной документации определены Заказчиком с учетом требований Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720, также Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Установление Заказчиком значимых технических характеристик товара (высота, масса, рабочий объем двигателя, расход топлива, количество мест) обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, и не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара, исходя их своих потребностей, в документации о Закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
При этом, Заказчик представил коммерческие предложения от трех потенциальных участников Закупки, имеющих возможность поставить Товар, соответствующий потребностям Заказчика.
Кроме того, по смыслу положений статей 455, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации описание Заказчиком объекта закупки, повлекшее возможность поставки товара только одного производителя, может ограничивать число участников закупки лишь в случае лишения их реальной возможности создания или приобретения этого товара в будущем.
Заявитель не представил доказательств того, что совокупность каких либо показателей не позволяет ему поставить Товар. Кроме того, Заявитель не представил доказательств, что у него отсутствует реальная возможность создания или приобретения, поставки Товара, соответствующего требованиям и характеристикам, установленным Заказчиком к объекту Закупки.
Таким образом, описание Заказчиком объекта закупки не противоречит правилам описания объекта закупки установленным Законом о контрактной системе и составлено в соответствии с потребностями Заказчика.
2. Требования к определению начальной (максимальной) цены контракта установлены в статье 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии с часть 1 статьи 22 Закона о контрактной системе Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Руководствуясь статьей 22 Закона о контрактной системе, Заказчик при определении Начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) в рамках Закупки применил метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Следуя установленным Законом о контрактной системе правилам, Заказчик запросил цену товара, указав в запросах характеристики автомобиля. Указанные запросы не содержат указаний на производителя, дилера, наименование модели и прочих критериев, которые могли бы указывать поставщикам на определённую модель, определенного производитителя.
В ответ на запросы цен, направленные Заказчиком, ему поступили ответы, согласно которым автомобиль, соответствующий требуемым характеристикам стоит:
1. Коммерческое предложение N1 Вх. N902 от 05.08.2015 г. (920 000 руб.)
2. Коммерческое предложение N2 Вх. N903 от 05.08.2015 г. (915 000 руб.)
3. Коммерческое предложение N3 Вх. N904 от 14.08.2015 г. (910 000 руб.)
Начальная (максимальная) цена Контракта определена как среднее арифметическое цен, предложенных тремя поставщиками.
Таким образом, Заказчик полностью исполнил требования Закона о контрактной системе по определению начальной максимальной цены Контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ А.М. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 10 сентября 2015 г. N 21-06/207-15Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2015