Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 11 сентября 2015 г. N 21-06-210-15Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Королевой А.М.,
в присутствии представителей:
- заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Камчатская краевая станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Заказчик; Учреждение): Шокуровой А.А. (по доверенности от 27.06.2015),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью НПП "КАМТЭКС" (далее - Заявитель): Жукова Н.Л. (по доверенности от 19.08.2015 N 001),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку автомобиля для Тигильской районной ветеринарной лечебницы Заказчика (закупка N 0338200011415000015), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
28.08.2015 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем ЭА на поставку автомобиля (далее - Товар) для Тигильской районной ветеринарной лечебницы Заказчика (закупка N 0338200011415000015) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 686 000,00 рублей.
04.09.2015 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО НПП "КАМТЭКС".
Заявитель обжалует действия Заказчика при разработке документации о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе, в части установления диапазонов в технических характеристиках товара, соответствующих лишь одному товарному знаку УАЗ, обоснования начальной (максимальной) цены контракта: использовалась информация о ценах исключительно на автомобиль товарного знака УАЗ.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения на жалобу от 09.09.2015 N 248/15, пояснив следующее.
При разработке технического задания Заказчик взял за основу технические показатели автомобилей, размещенные на официальных сайтах ООО "Автозавод "ГАЗ" и ОАО "Ульяновский автомобильный завод", которые являются производителями транспортных средств, а также официальные сайты их дилерских центров.
При этом Товар от производителя не является конечным продуктом для потребителя. Крупная дилерская сеть обоих заводов предоставляет широкий спектр услуг по модификации транспортных средств, выпущенных производителем, для удовлетворения конкретных запросов покупателя, а именно: изменение посадочных мест, различные сварочные работы, установка дополнительного оборудования, увеличение дорожного просвета, замена шин, дополнительное утепление салона и прочее.
Документация Закупки не содержит требования предоставления Товара именно его производителем.
Таким образом, любое лицо, пожелавшее принять участие в ЭА, вправе закупить автомобиль у любого производителя и внести в него изменения согласно потребности покупателя. Единственное требование к Товару - это соответствие техническим регламентам для данного вида Товара.
Указанная Закупка осуществляется с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и к закупке допускаются транспортные средства, произведенные не только в России, но и в странах членах Таможенного союза - Казахстан, Белорусь и Армения, т.е. продукция автопромышленных комплексов четырех государств.
Техническое задание Закупки сформулировано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и обеспечивает равный доступ к участию в ЭА.
В силу Закона о контрактной системе определение потребности, а равно характеристик закупаемого Товара, является исключительным правом и полномочием Заказчика, и не ставится в зависимость от мнения прочих хозяйствующих субъектов.
При техническом описании Товара Заказчик исходил из потребности обеспечить транспортом свое структурное подразделение - Тигильскую районную ветеринарную лечебницу с учетом тяжелых природных условий места нахождения лечебницы в отдаленном районе Камчатского края: Тигильский район, частых командировок работников в условиях полного бездорожья, а также количества ветеринарных врачей Заказчика, работающих в данной местности.
Требования к таким характеристикам, как колесная формула, колесная база, колея задних и передних колес, дорожный просвет, глубина преодолеваемого брода, габаритные размеры автомобиля, его масса (полная и снаряженная), тип привода и тип подвески обусловлены необходимостью в повышенной проходимости транспортного средства (чем легче автомобиль, тем меньше вероятности увязнуть в снегу или грязи; дорожный просвет и глубина преодолеваемого брода способствует переправе на автомобиле через реки, узость колеи и одинаковый размер колеи передних и задних колес необходим для следования задних колес автомобиля по уже набитой колее передних колес, что способствует прохождению автомобиля в условиях отсутствия дорог; размер колеи, в свою очередь, обуславливает габариты самого автомобиля; подключаемый передний привод позволяет увеличить проходимость автомобиля).
Грузоподъемность автомобиля обусловлена необходимостью одновременной перевозки работников с личными вещами, противоэпизоотического оборудования, средств вакцинации, проб крови животных, прочих материалов для лабораторного исследования.
Использование бензина в качестве топлива для автомобиля удобно, поскольку бензин дешевле дизельного топлива, а также, поскольку в рамках северного завоза указанный вид топлива можно приобрести в Тигильском районе.
Рабочий объем двигателя обусловлен ограничением трат Заказчика на приобретение топлива выделенными бюджетными средствами (чем меньше объем двигателя, тем меньше расход топлива).
Емкость топливных баков обусловлена необходимостью работников Заказчика выезжать в длительные командировки в местность, где осуществить дополнительную заправку автомобиля не представляется возможным.
Требование к расходу топлива, установлено исходя из необходимости экономии бюджетных средств на приобретение топлива.
Требования к карданной передаче обусловлено трудностью в осуществлении ремонта автомобиля в Тигильском районе в связи с отсутствием сервисных центров и квалифицированных ремонтных служб, т.е. чем проще конструкция узла, тем проще устранить такую поломку.
Возможность установки коробки отбора мощности, т.е. использование мощностей автомобиля для подключения прочих устройств, необходима Заказчику для подключения дезинфицирующих установок для осуществления противоэпизоотических мероприятий в удаленной местности.
Гидроусилитель руля обеспечивает комфортное управление автомобилем без применения значительных физических сил.
Дополнительные отопитель и утепление салона необходимо для обеспечения комфортных и достойных условий труда работников Заказчика.
Нахождение характеристик автомобиля в указанных пределах позволяет Заказчику выполнить возложенные на него Камчатским краем обязанности в рамках государственного задания, а также эффективно и рационально использовать выделенные в рамках такого государственного задания бюджетные средства.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об ЭА должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в документации о Закупке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установил запрет на поставку Товара, собранного за пределами Российской Федерации.
При этом в пункте 2.2 "Описание объекта закупки" документации о Закупке Заказчик указал функциональные, технические и качественные характеристики, эксплутационные характеристики Товара с указанием максимальных и минимальных значений таких показателей, показателей, значения которых не могут изменяться в соответствии со своими потребностями. При этом указания на фирменные наименования, полезные модели, наименование конкретных производителей Товара документация о Закупке не содержит.
Кроме того, в результате проведенного анализа технических характеристик Товара, установленных Заказчиком в документации о Закупке и согласно информации размещенной, в частности на сайте www.gazavtomir.ru в сети Интернет, Комиссия пришла к выводу, что установленным Заказчиком техническим характеристикам соответствуют, как автомобили торгового знака ГАЗ: автомобили "Соболь" ГАЗ 22177, ГАЗ 221717, так и автомобили торгового знака УАЗ.
Установление Заказчиком значимых технических характеристик товара (колесная база, колея передних/задних колес, дорожный просвет, глубина преодолеваемого брода, грузоподъемность, требования к передней/задней подвескам и т.д.) обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, и не обязывает Заказчика формировать техническое задание, отражающее возможность приобретения Товара различных моделей, различных производителей.
При этом, Заказчик представил коммерческие предложения от трех потенциальных участников Закупки, имеющих возможность поставить Товар, соответствующий потребностям Заказчика.
Кроме того, по смыслу положений статей 455, 506 Гражданского кодекса Российской Федерации описание Заказчиком объекта закупки, повлекшее возможность поставки товара только одного производителя, может ограничивать число участников закупки лишь в случае лишения их реальной возможности создания или приобретения этого товара в будущем.
Заявитель не представил доказательств того, что совокупность каких либо показателей не позволяет ему поставить Товар. Кроме того, Заявитель не представил доказательств, что у него отсутствует реальная возможность создания или приобретения Товара, соответствующего требованиям и характеристикам, установленным Заказчиком к объекту Закупки.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта установлены в статье 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии с часть 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Руководствуясь статьей 22 Закона о контрактной системе, Заказчик при определении начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) в рамках Закупки применил метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Следуя установленным Законом о контрактной системе правилам, Заказчик запросил цену товара, указав в запросах характеристики автомобиля. Указанные запросы не содержат указаний на производителя, дилера, наименование модели и прочих критериев, которые могли бы указывать поставщикам на определённую модель, определенного производителя.
Заказчик представил коммерческие предложения от трех потенциальных участников Закупки, имеющих возможность поставить Товар, соответствующий потребностям Заказчика:
1. Коммерческое предложение от 21.08.2015 - цена (с НДС) 686000 рублей;
2. Коммерческое предложение от 24.08.2015 - цена (с НДС) 676000 рублей;
3. Коммерческое предложение от 25.08.2015 - цена (с НДС) 696000 рублей.
НМЦК определена как среднее арифметическое цен, предложенных тремя поставщиками.
В пункте 2.8 раздела 2 документации о Закупке с учетом вышеуказанных коммерческих предложений содержится обоснование НМЦК.
Таким образом, определение и обоснование Заказчиком НМЦК не противоречит правилам, установленным статьей 22 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО НПП "КАМТЭКС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________Л.Б. Шиханова
____________________ А.М. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 11 сентября 2015 г. N 21-06-210-15Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2015