Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 сентября 2015 г. N 21-06/229-15Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
ВрИО начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителей заказчика: КГКУ "Управление автомобильных дорог Камчатского края" (далее - Заказчик), начальника Нейштадт А.Л. (по приказу), Понкратовой С.В. (по доверенности от 16.09.2015 N 35),
в отсутствие заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Энергоремсервис" (далее - Заявитель), уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы по средством электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика на строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 230 - км 240 (закупка N 0338200008715000070) путем повторного конкурса, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
02.09.2015 Заказчиком начата процедура определения подрядчика на строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 230 - км 240 (закупка N 0338200008715000070) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 522 312 768,00 рублей.
В извещении о Закупке установлен срок окончания подачи заявок: 14.09.2015.
10.09.2015 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке конкурсной документации с нарушением требований Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя:
- установление требования оценки заявок по нестоимостным критериям по количеству исполненных государственных (муниципальных) контрактов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и автозимников, является незаконным и ограничивает количество участников закупки;
- в конкурсной документации отсутствуют правила, которые позволяют установить конкретное количество баллов, присуждаемых за определенное значение и шкала предельных величин значимости показателей, что не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта по обозначенным критериям оценки;
- требование о предоставлении информации о качественных характеристиках в форме 3 не позволяет участникам закупки однозначно сделать вывод о том является ли данное требование критерием оценки или допуском в конкурсе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменный отзыв на жалобу от 16.09.2015 N 04/1679, в котором пояснил следующее.
1. Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе разработан в соответствии с правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Руководствуясь частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе Заказчик использовал для оценки заявок на участие в открытом конкурсе нестоимостной критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 11 Правил "В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 Правил", а именно опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В связи с тем, что данная Закупка осуществлялась путем проведения открытого конкурса дополнительные требования, установленные Постановлением Правительства не применялись. Кроме того, установление заказчиком показателя: опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, в части выполнения работ именно по государственным (муниципальным) контрактам значимо для Заказчика и является его правом. Работы, выполняемые по государственным (муниципальным) контрактам сопровождаются определенным документооборотом, осуществляются в строгом соответствии с установленными СНИПами, ГОСТами и т.д., что строго контролируется Заказчиками, информация о выполнении (невыполнении) данных контрактов размещена на официальном сайте и т.д. При этом непредоставление исполненных государственных (муниципальных) контрактов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и автозимников не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, а учитывается только при оценке заявок.
Таким образом, установление данного нестоимостного критерия осуществлено в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. В разделе 16 - 17 конкурсной документации указаны критерии, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, установленные в соответствии с Правилами.
Оценка заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" проводится в соответствии с пунктом 23 Правил, где количество баллов, присуждаемых по критерию оценки определяется по формуле и не применяется шкала оценки.
3. В конкурсной документации однозначно определены условия допуска участников закупки и критерии оценки заявок на участие в конкурсе (пункты 3.5 раздела 3, раздел 16, пункты 17.2 и 17.3 раздела 17 конкурсной документации).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно части 3 статьи 24, части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта и при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных данной статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям данного Федерального закона.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе критерии оценки (стоимостные и нестоимостные) и их показатели, устанавливается Правительством Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Порядок).
Заказчик в пункте 17.3.2 конкурсной документации установил порядок оценки заявок по нестоимостным критериям оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость - 40% и показатель данного критерия: опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. При этом Заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема.
Поскольку предметом конкурса является строительство автозимника продленного действия Анавгай - Палана на участке км 230 - км 240 для государственных нужд и для Заказчика важен опыт осуществления данных работ именно в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, то установление данного показателя нестоимостного критерия оценки заявок не противоречит Порядку.
В связи с тем, что установление вышеуказанного критерия оценки заявок предусмотрено Законом о контрактной системе и конкурсная комиссия не может по данному критерию отклонить заявку на участие в конкурсе, т.к. данное требование (опыт работы, связанный с предметом контракта) не является требованием к участнику конкурса, установление вышеуказанного показателя критерия оценки заявок не может повлечь за собой ограничение количества участников Закупки.
2. Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Порядка для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 данных Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 данных Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 данных Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Пунктом 30 Правил предусмотрено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
В пункте 23 раздела III "Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки" Порядка содержится формула расчета количества баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).
Заказчиком в разделах 16, 17 конкурсной документации указаны критерии оценки (показатели), величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, установленные в соответствии с Порядком. При этом конкурсная документация не содержит дополнительных требований, предъявленных к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Оценка заявок по нестоимостному критерию: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, проводится в соответствии с пунктом 23 Порядка, где количество баллов, присуждаемых по данному критерию (показателю) оценки определяется по формуле и не применяется шкала оценки.
3. В статьи 31 Закона о контрактной системе установлен перечень единых требований к участникам закупки, которые может устанавливать заказчик при осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в частности предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям данного Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Заказчик установил в пункте 3.5 раздела 3 конкурсной документации единые требования к участникам закупки, в разделе 11 конкурсной документации требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе с инструкцией по ее заполнению, в разделе 16, пунктах 17.2 и 17.3 раздела 17 конкурсной документации критерии (показатели) оценки заявок на участие в конкурсе.
При этом Форма 3 "Предложение участника закупки о качестве работ и иные предложения об условиях исполнения контракта, в том числе предложение о цене контракта" не содержит каких либо условий, не выполнение которых приведет к отклонению заявки на участие в Закупке.
Кроме того, запросов на разъяснения порядка оценки заявок на участие в Закупке и порядка заполнения Формы 3 не поступали.
Таким образом, конкурсная документация содержит информацию о требованиях, предъявляемых к участникам Закупки, о содержании и составе заявки, о критериях оценки заявок на участие в Закупке, что позволяет участникам закупки сформировать и подать заявку на участие в данной Закупке в соответствии с требованиями конкурсной документации.
На основании изложенного, и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14, Комиссия Камчатского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
______________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 сентября 2015 г. N 21-06/229-15Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2015