Резолютивная часть решения оглашена "05" октября 2015г.
Решение изготовлено в полном объеме "05" октября 2015г." г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Михалевой Е.Е. - |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
|
Сивороновой Т.В. - |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
|
Коломиец А.А.- |
специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок |
при участии:
- Данько А.В., Абоносимовой М.О. - представителей Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области (служебное удостоверение),
рассмотрев дело N 465/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0139100000215000120 на капитальный ремонт наружных тепловых сетей служебно-административного здания отдела УФСБ России по Кемеровской области в г. Новокузнецке, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п "б" п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
установила:
28.09.2015г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО СК "Строй-Инвест" (вх. N 3771э от 28.09.2015г.) на действия заказчика - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области при проведении электронного аукциона N0139100000215000120 на капитальный ремонт наружных тепловых сетей служебно-административного здания отдела УФСБ России по Кемеровской области в г. Новокузнецке.
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
- заказчик сократил срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на один календарный день;
- требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, установленные заказчиком в аукционной документации, противоречат положениям ФЗ N44-ФЗ;
- в документации об аукционе установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО на выполнение конкретных видов работ;
- в документации об аукционе отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
18.09.2015г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0139100000215000120 на капитальный ремонт наружных тепловых сетей служебно-административного здания отдела УФСБ России по Кемеровской области в г. Новокузнецке и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 000 000 рублей.
21.09.2015г. заказчиком на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ были опубликованы изменения в рассматриваемую аукционную документацию.
На участие в аукционе было подано 13 заявок.
29.09.2015г. единой комиссией Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области была рассмотрены аукционные заявки и принято решение о допуске к участию в аукционе всех участников закупки, подавших аукционные заявки (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.09.2015г.).
02.10.2015г. состоялся электронный аукцион, участие в котором приняли участники закупки N1, N10, N13, наименьшая цена контракта была предложена участником N13 - 950 000 рублей (Протокол проведении электронного аукциона от 02.10.2015г.).
Согласно требованиям части 6 статьи 63 ФЗ N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно статьей 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Заказчиком изменения извещения о проведении электронного аукциона были размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ 21.09.2015г.
Исходя из вышеизложенного, датой начала срока подачи заявок следует считать 22.09.2015г. При этом семь дней с даты размещения извещения о проведении электронного аукциона истекают 28.09.2015г.
В свою очередь предлог "до" не включает в себя последнее значение, в данном случае - седьмой день срока подачи заявок (28.09.2015г.), то есть дата окончания подачи заявок в рассматриваемом электронном аукционе должна быть установлена не ранее чем 29.09.2015г.
Вместе с тем согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона N0139100000215000120 дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе - 28.09.2015 г. 10:00.
Таким образом, заказчик в нарушение требований части 6 статьи 63 ФЗ N 44-ФЗ установил дату окончания подачи заявок 28.09.2015г., сократив срок подачи заявок на один день.
Согласно требованиям пункта 11 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В информационной карте аукциона установлено, что порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе установлены в разделе 1.3 аукционной документации.
В разделе 1.3 аукционной документации заказчиком было установлено следующее: "1.3.3. Любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение Аукциона, запрос о разъяснении положений Документации об аукционе. При этом такой участник закупки вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений Документации об аукционе в отношении одного Аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику.
1.3.4. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе".
Вместе с тем в противоречие требованиям пункта 11 части 1 статьи 64 ФЗ N44-ФЗ в рассматриваемой документации об аукционе отсутствуют конкретные даты начала и окончания срока предоставления заказчиком участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе N0139100000215000120.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 ФЗ N44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 1.6.2 аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать, в соответствии с техническим заданием информацию:
а) согласие, предусмотренное подпунктом 2 настоящего пункта, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное подпунктом 2 настоящего пункта, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное подпунктом 2 настоящего пункта, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Вместе с тем информационной картой электронного аукциона предусмотрено, что информация и данные для настоящего электронного аукциона в отношении подлежащих закупке товаров, работ и услуг, изложенные в информационной карте, уточняют и дополняют положения документации об аукционе. При возникновении противоречий, положения информационной карты имеют приоритет над другими положениями настоящей документации об аукционе.
В разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" содержится требование к составу первой части заявки, соответствующее положениям пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ N44-ФЗ, а именно: первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании изложенного довод заявителя в данной части следует признать необоснованным.
В силу части 1 статьи 2 ФЗ N44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В разделе 2 Технического задания рассматриваемого электронного аукциона установлено, что подрядчик обязан выполнить работы своими материалами, силами и средствами, в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием, строительными нормами, правилами, стандартами, а также иными нормативно-правовыми документами, действующими на территории РФ.
На основании изложенного, поскольку заказчиком в аукционной документации установлено требование о выполнении подрядчиком работ, являющихся предметом электронного аукциона N0139100000215000120, лично, требование заказчика Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к отдельным видам работ (пункты 18.1, 18.3, 18.5 раздела III Перечня видов работ по строительству, реконструкции, текущему ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624) не противоречит нормам законодательства о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя в данной части является необоснованным.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СК "Строй-Инвест" на действия заказчика - Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области при проведении электронного аукциона N0139100000215000120 на капитальный ремонт наружных тепловых сетей служебно-административного здания отдела УФСБ России по Кемеровской области в г. Новокузнецке частично обоснованной (в части нарушения пункта 11 части 1 статьи 64, части 6 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд").
2. Признать заказчика - Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области нарушившим пункт 11 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N465/З-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 и частью 8 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии: Д.А. Лыжин
Е.Е. Михалева
Т.В. Сиворонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 5 октября 2015 г. N 465/З-25
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2015