Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 8 сентября 2015 г. N 186с/15
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: А.А.Сешенов - руководитель управления;
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова; А.В. Хохольских.
в присутствии представителей:
- Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: Уколовой Т.В. (доверенность б/н от 08.09.2015); Мочаловой В.А. (доверенность б/н от 08.09.2015); Поповой О.Ю. (доверенность б/н от 08.09.2015);
- ООО "Меридиан": Корвякова Г.Н. (доверенность N 1от 12.03.2015),
рассмотрев жалобу ООО "Меридиан" на положения конкурсной документации на выполнение кадастровых работ по образованию земельных согласно утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории жилого квартала в районе ул. Известковой в г. Липецке и осуществление действий, направленных на постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет, вынос в натуру и закрепление на местности угловых и поворотных точек границ образованных земельных участков, расположенных в районе ул. Известковой, г. Липецка (реестровый номер 0146200003515000009) (далее открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 02.09.2015 поступила жалоба ООО "Меридиан" на положения конкурсной документации на выполнение кадастровых работ по образованию земельных согласно утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории жилого квартала в районе ул. Известковой в г. Липецке и осуществление действий, направленных на постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет, вынос в натуру и закрепление на местности угловых и поворотных точек границ образованных земельных участков, расположенных в районе ул. Известковой, г. Липецка.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
В адрес заказчика и заявителя были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
В своей жалобе ООО "Меридиан" указывает, что в опубликованной конкурсной документации используются показатели оценки квалификации участника открытого конкурса, ограничивающие права участников конкурса, создающие необоснованное преимущество одних участников перед другими, а именно:
1) В конкурсной документации в п. 2.1 раздела 2 Таблицы 1 "Оценка заявок на участие в аукционе", приведенной в конкурсной документации, деловая репутация участника конкурса оценивается исходя из представленных благодарственных писем, причем указанные письма должны быть подписаны руководителем организации.
2) В конкурсной документации в п. 2.1 раздела 2 Таблицы 1 "Оценка заявок на участие в аукционе" заказчик устанавливает показатель оценки квалификации участника конкурса - количество в штате кадастровых инженеров, имеющих квалификационный аттестат (10 кадастровых инженеров - 0 баллов; 11 и более кадастровых инженеров - 20 баллов).
3) Согласно п. 2.4 раздела 2 Таблицы 1 "Оценка заявок на участие в аукционе" приведенной в конкурсной документации, обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки геодезического, технологического оборудования с действующими поверками, необходимых для выполнения работ, оказания услуг подтверждается наличием специализированного лицензионного программного обеспечения, копиями технических паспортов измерительных приборов, свидетельствами о поверках, свидетельствующих о наличии такого оборудования у участника закупки. Определенные заказчиком показатели к наличию оборудования не позволяют применить объективный подход к оценке заявок участников закупки, а в действиях конкурсной комиссии может иметь место широта усмотрения, поскольку непонятно по каким критериям комиссия будет оценивать достаточность "количества оборудования, обеспечивающего работу 10 (десяти) и более инженеров".
Представители заказчика не согласны с доводами жалобы и пояснили, что заказчиком в конкурсной документации установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника открытого конкурса". Представители заказчика пояснили, что указание в п. 2.1 Таблицы 1 на необходимость подписи благодарственных писем руководителем организации не нарушает действующего законодательства и не ограничивает права участников конкурса, а также не создает каких-либо преимуществ одних участников перед другими. Количество кадастровых инженеров в штате участника конкурса, а также его обеспеченность материально-техническими ресурсами в части наличия геодезического и технологического оборудования, является дополнительной гарантией качественного исполнения государственного контракта в установленные сроки. Кроме того, поскольку формируемые земельные участки, предназначены для предоставления категории граждан, которые, в первую очередь, поддерживаются государством (граждане, имеющие трех и более детей), то затягивание данной процедуры по каким-либо техническим причинам недопустимо.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные заказчиком и заявителем, выслушав мнения сторон, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению жалобы установила следующее.
Как следует из материалов, представленных на рассмотрение жалобы, документация об открытом конкурсе на выполнение кадастровых работ по образованию земельных согласно утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории жилого квартала в районе ул. Известковой в г. Липецке и осуществление действий, направленных на постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет, вынос в натуру и закрепление на местности угловых и поворотных точек границ образованных земельных участков, расположенных в районе ул. Известковой, г. Липецка утверждена начальником управления имущественных и земельных отношений Липецкой области 14.08.2015.
В тот же день заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении указанного открытого конкурса.
Согласно извещению и конкурсной документации предметом государственного контракта является выполнение кадастровых работ по образованию земельных согласно утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории жилого квартала в районе ул. Известковой в г. Липецке и осуществление действий, направленных на постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет, вынос в натуру и закрепление на местности угловых и поворотных точек границ образованных земельных участков, расположенных в районе ул. Известковой, г. Липецка.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 2 Таблицы 1 Конкурной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника открытого конкурса". В отношении критерия "Квалификация участника открытого конкурса" установлены в числе прочих следующие показатели:
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявок, установленному в конкурсной документации, умноженных на коэффициент значимости критерия.
|
Как видно из указанной таблицы в отношении критерия "Квалификация участника открытого конкурса" в п.п.2.2. установлен показатель "Деловая репутация участника конкурса" (предоставляются благодарственные письма, подписанные руководителем организации). Однако, благодарственное письмо может быть подписано не только руководителем организации, но ее учредителем (учредителями/участниками/акционерами), а также лицом, исполняющим обязанности руководителя организации, в силу выданной ему доверенности, либо иного документа, составленного в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальных Федеральных законов Российской Федерации.
В отношении других показателей (п.п. 2.3. и 2.4. Таблицы 1) рассматриваемого критерия оценки - "Наличие в штате кадастровых инженеров, имеющих квалификационный аттестат" (не менее 11 кадастровых инженеров) и "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки геодезического, технологического оборудования с действующими поверками, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" (обеспечивающие работу не менее 10 кадастровых инженеров) Комиссия пришла к выводу, что установленные показатели не предусматривают объективного присвоения баллов и не обеспечивает выбор наиболее квалифицированного исполнителя требуемых работ. Установленный заказчиком показатель к наличию оборудования не позволяют применить объективный подход к оценке заявок участников закупки, поскольку непонятно по каким критериям комиссия будет оценивать достаточность "количества оборудования, обеспечивающего работу 10 (десяти) и более инженеров".
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" юридическое лицо обязано иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые в праве осуществлять кадастровую деятельность.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика подтвердили, что выполнить указанный в конкурсной документации объем работ, являющихся объектом закупки, могут организации, имеющие в штате менее 11 кадастровых инженеров. Кроме того, заказчик располагает информацией о количестве кадастровых инженеров в той или иной организации.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В связи с вышеизложенным, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника открытого конкурса" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, создает необоснованные препятствия для подачи конкурсных предложений неопределенному кругу потенциальных участников.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации показатели, определяющие квалификацию участников закупки, нарушают статью 8, пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 15 ст.99, ч. 8 ст.106Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Меридиан" на положения конкурсной документации на выполнение кадастровых работ по образованию земельных согласно утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории жилого квартала в районе ул. Известковой в г. Липецке и осуществление действий, направленных на постановку образованных земельных участков на государственный кадастровый учет, вынос в натуру и закрепление на местности угловых и поворотных точек границ образованных земельных участков, расположенных в районе ул. Известковой, г. Липецка (реестровый номер 0146200003515000009) обоснованной.
2. В действиях заказчика выявлены нарушения ч. 8, п. 4 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание заказчику - Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ А.А. Сешенов
(подпись)
Члены Комиссии:
____________ Т.С. Рябкова
(подпись)
____________ А.В. Хохольских
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 8 сентября 2015 г. N 186с/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2015