Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 7 октября 2015 г. N 06-10/15-272
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
председатель Комиссии Мурманского УФАС России: Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
члены Комиссии Мурманского УФАС России:
Лапеня Е.А. - главный специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Фирсова Н.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии представителей:
Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок" - Речкиной Н.Н. (доверенность Nб/н от 28.01.2015г.),
Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" - Иванова Д.Н. (доверенность от 25.08.2015 г. N 06-05/2429),
без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХГРУПП", должным образом уведомленного о времени и месте рассмотрения,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", Общество, Заявитель) на действия Мурманского муниципального казённого учреждения "Управление закупок" (далее - ММКУ, Казенное учреждение) и Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Крыша жилого дома по адресу: улица Самойловой, дом 1 городе Мурманске"", реестровый номер закупки 0849300004915001608 (далее - Электронный аукцион), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 30 сентября 2015 года обратилось Общество с жалобой на действия Казенного учреждения и Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Из существа поданной жалобы следует, что отдельные положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) пункт 2.1 проекта контракта упоминает НДС, который включается в цену контракта. Заказчиком при этом не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1. Налогового кодекса Российской Федерации.
2) Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта. Пункт 14.1 проекта контракта гласит: "Настоящий Контракт считается заключённым с момента размещения в единой информационной системе Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и действует до полного выполнения обязательств Сторонами". По мнению Заявителя, исходя из такого условия невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта (должен превышать его по меньшей мере на один месяц согласно статье 96 Закона о контрактной системе).
ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" просит провести проверку соблюдения Заказчиком и Казенным учреждением действующего законодательства, признать жалобу обоснованной и вынести предписание об устранении нарушений.
Представители Заказчика и ММКУ с доводами жалобы не согласны и считают, что их действия соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России проведено в 14 часов 30 минут 07 октября 2015 года. Заседание проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика и Казенного учреждения, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что 14.09.2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru размещены извещение и аукционная документация о проведении Электронного аукциона.
Уполномоченное учреждение на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков: Мурманское муниципальное казенное учреждение "Управление закупок".
Заказчик: Мурманское муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства". Место нахождения: 183010, г. Мурманск, ул. Генерала Журбы, д. 4
Объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Крыша жилого дома по адресу: улица Самойловой, дом 1 городе Мурманске".
Начальная (максимальная) цена контракта: 11 929 660.00 руб.
Процедура осуществления закупок путём проведения электронного аукциона регламентирована параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Содержание документации об электронном аукционе определено статьей 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
В пункте 2.1 раздела 2 проекта муниципального контракта аукционной документации указано, что "цена Контракта принята по результатам аукциона в электронной форме и составляет _________ (_______________) рублей ________ копеек, в том числе НДС 18% (_________) рублей _____ копеек".
В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 проекта муниципального контракта цена Контракта определена путём составления сметного расчёта.
Пунктом 2.3 раздела 2 проекта муниципального контракта сметный расчёт составляется Подрядчиком в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1) и проектной документацией, включает в себя все расходы подрядчика на выполнение объёмов работ, предусмотренных техническим заданием, стоимость применяемых материалов, все сборы, налоги и другие платежи, связанные с исполнением Контракта и утверждается Заказчиком.
Согласно разделу 8 приложения N1 к муниципальному контракту подрядная организация - победитель Электронного аукциона обязана предоставить сметный расчёт Заказчику в соответствии с п. 5.1.2.2. муниципального контракта.
При выполнении сметного расчёта Подрядчик обязан принять за основу расчёт начальной (максимальной) цены Заказчика.
Для подрядных организаций, работающих по общей системе налогообложения предусмотреть уплату налога на добавленную стоимость в размере 18% к общей сметной стоимости.
Для подрядных организаций, работающих по упрощённой системе налогообложения рассчитать возмещение НДС в соответствии с письмом Госстроя России N НЗ-6292/10 от 06.10.2003 года.
Изучив проект контракта, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что при сметном расчете Заказчиком были учтены условия по стоимости в зависимости от системы налогообложения хозяйствующего субъекта.
Таким образом, Заказчиком в проекте муниципального контракта учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует как общая система налогообложения, так и специальная система налогообложения.
В данной части жалоба признается необоснованной.
Комиссия Мурманского УФАС также приходит к выводу о необоснованности довода в жалобе Общества, о том, что Заказчиком не установлен конкретный срок действия контракта, что приводит к невозможности планирования затрат на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта в виду следующего.
Согласно пункту 14.1 раздела 14 проекта муниципального контракта настоящий Контракт считается заключённым с момента размещения в единой информационной системе Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и действует до полного выполнения обязательств Сторонами.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В пункте 10.1.1 раздела 1 аукционной документации, а также в пункте 6.2 раздела 6 проекта муниципального контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта:
размер обеспечения исполнения Контракта составляет 20% начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 2 385 932 (два миллиона триста восемьдесят пять тысяч девятьсот тридцать два) рубля 00 копеек, в том числе:
по обязательствам, связанным с выполнением работ по Контракту - 10% (десять процентов) начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 1 192 966 (один миллион сто девяносто две тысячи девятьсот шестьдесят шесть) рублей 00 копеек.
по гарантийным обязательствам - 10% (десять процентов) начальной (максимальной) цены Контракта, что составляет 1 192 966 (один миллион сто девяносто две тысячи девятьсот шестьдесят шесть) рублей 00 копеек.
Согласно пункту 6.3 раздела 6 проекта муниципального контракта Подрядчиком обеспечивается надлежащее исполнение следующих обязательств по Контракту:
6.3.1. Обязательства Подрядчика, связанные с выполнением работ по Контракту;
6.3.2. Гарантийные обязательства Подрядчика.
Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком самостоятельно (пункт 6.9 раздела 6 проекта муниципального контракта).
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 6.7.6 раздела 6 проекта муниципального контракта установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Законом о контрактной системе не закреплено понятие срок действия контракта.
Часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусматривает, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Действие договора предусмотрено статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Срок выполнения работ установлен в разделе 4 проекта муниципального контракта:
4.1 Срок выполнения работ - 109 рабочих дней (при пятидневной рабочей неделе) с даты заключения контракта.
4.2 Начало работ: ______________ (дата заключения контракта).
4.3 Окончание работ: _________________
Порядок оплаты работ регламентирован разделом 3 проекта муниципального контракта.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 проекта муниципального контракта оплата работ производится ежемесячно, на основании предъявленных Подрядчиком счёта-фактуры, счёта, исходя из фактически выполненных объёмов работ и стоимости используемых материалов, на основании подтверждённых Заказчиком "Актов о приёмке выполненных работ" по форме КС-2 и "Справки о стоимости выполненных работ и затрат" по форме КС-3 в течение 30 календарных дней со дня предъявления Подрядчиком счёта, счёта-фактуры, при отсутствии у Заказчика претензий и замечаний по объёму и качеству выполненных работ.
Оплата работ, выполненных в 2015 году, производится в соответствии с условиями муниципального контракта в размере 40 (Сорок)% от цены контракта, что составляет ______________. Если стоимость фактически выполненных работ, подтвержденных указанными документами, составляет менее 40% от цены Контракта, расчет осуществляется по фактической стоимости выполненных работ.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 проекта муниципального контракта Окончательный расчёт по Контракту производится Заказчиком в 2016 году исходя из фактически выполненных объёмов работ и стоимости используемых материалов, на основании подтверждённых Заказчиком "Актов о приёмке выполненных работ" по форме КС-2 и "Справки о стоимости выполненных работ и затрат" по форме КС-3 в течение 30 календарных дней от даты подписания Сторонами Акта о приёмке объекта и предъявления Подрядчиком счёта, счёта-фактуры, при отсутствии у Заказчика претензий и замечаний по объёму и качеству выполненных работ.
В силу пункта 3.9 раздела 3 проекта муниципального контракта осуществление Заказчиком окончательных расчётов по Контракту не означает его отказ от претензий к Подрядчику, в случае последующего обнаружения скрытых дефектов объекта в период гарантийного срока.
На основании пункта 8.4 раздела 8 проекта муниципального контракта гарантийный срок составляет 2 года от даты подписания сторонами Акта приёмки объекта.
Таким образом, исходя из положений статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, события, которые неизбежно должны наступить:
- выполнение работ Подрядчиком,
- оплата работ Заказчиком,
- гарантийные обязательства.
Следовательно, участникам Электронного аукциона возможно установить срок действия муниципального контракта, а именно: по истечении срока гарантийных обязательств - 2 года от даты подписания сторонами Акта приёмки объекта.
Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙТЕХГРУПП" на действия Мурманского муниципального казённого учреждения "Управление закупок" и Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Крыша жилого дома по адресу: улица Самойловой, дом 1 городе Мурманске"" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС: Е.А. Лапеня
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 7 октября 2015 г. N 06-10/15-272
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2015