Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 22 сентября 2015 г. N 5382/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Пашкова Г.Н. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Руднева Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области - Бритякова Александра Алексеевича (доверенность б/н от 28.11.2014), Сидоровой Юлии Сергеевны (доверенность N 08-08/08 от 14.01.2015);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания Арсенал" - надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания Арсенал" (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29; далее - ООО "ПСК Арсенал") на действия государственного заказчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9 "Б"; далее - ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Отдела ПФР в Пестовском районе, извещение N 0250100000115000049 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 10.09.2015,
УСТАНОВИЛА:
16.09.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "ПСК-Арсенал" на действия государственного заказчика - ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Отдела ПФР в Пестовском районе, извещение N 0250100000115000049 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.09.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводитя к следующему.
Податель Жалобы - ООО "ПСК Арсенал" считает, что использованная государственным заказчиком редакция пункта 4.3 Проекта государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту (Приложение N 1 к документации об аукционе в электронной форме; далее - Проект государственного контракта, Документация об электронном аукционе) фактически принуждает потенциальных подрядчиков приобретать материалы по стоимости, указанной государственным заказчиком в проектно-сметной документации.
На основании вышеизложенного податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Государственный заказчик - ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 7858 от 21.09.2015 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность составления сметы как заказчиком, так и подрядчиком. В рассматриваемом случае в соответствии с условиями проекта контракта смета составляется подрядчиком. Заказчик в соответствии с условиями проекта контракта определил лишь форму сметы. Стоимость материалов и оборудования заказчиком в смете не определена.
Согласно статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Руководствуясь вышеуказанным принципом, ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области считает установленные требования, подтверждения подрядчиком стоимости приобретенных материалов копиями первичных бухгалтерских документов, заверенные его подписью и печатью, правомерными.
На рассмотрении Жалобы представитель государственного заказчика поддержал доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В сентябре 2015 года государственным заказчиком - ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Отдела ПФР в Пестовском районе.
Документация об электронном аукционе утверждена начальником бюджетного отдела ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области И.Н. Яковлевой 10.09.2015.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 2.1 раздела 2 Документации об электронном аукционе установлено, что технические характеристики применяемых материалов, задание на выполнение работ и на количество применяемых материалов указаны в Техническом задании (Приложение N2 к документации об аукционе в электронной форме), Смете (Приложение N 2 к государственному Контракту) и Проектно-сметной документации (Приложение N 3 к государственному Контракту).
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 4.3 Проекта государственного контракта в случае если в смете стоимость материалов и оборудования указана согласно прайс - листам, расчетам, данным мониторинга в текущих ценах, то оплата по акту (форме КС-2) производится в пределах размера, предусмотренного сметой, с подтверждением стоимости приобретенных материалов копиями первичных бухгалтерских документов Подрядчика, заверенные его подписью и печатью.
Таким образом, из смысла пункта 4.3 Проекта государственного контракта следует, что подрядчик должен подтвердить стоимость использованных им материалов. При этом, оплата стоимости использованных подрядчиком материалов государственным заказчиком будет производиться исключительно в пределах размера, предусмотренного сметной документацией, то есть по цене не выше, чем установлено за данные виды материалов в локальных сметах NN 1,2,3,4,5,6, (Приложение N 2 к Проекту государственного контракта) и при предварительном подтверждении стоимости приобретенных материалов копиями первичных бухгалтерских документов подрядчика.
Согласно Локальным сметам NN 1,2,3,4,5,6 (Приложение N 2 к Проекту государственного контракта) данные сметы составлены в ценах января 2000 года с пересчетом по состоянию на июнь 2015 года.
Таким образом, данная редакция пункта 4.3 Проекта государственного контракта препятствует любому заинтересованному лицу (потенциальному подрядчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать участником рассматриваемой закупки, поскольку лишает подрядчиков возможности при выполнении работ по государственному контракту использовать материалы, которые уже могут находиться у него в наличии (сэкономлены при выполнении иных работ, ранее закуплены подрядчиком по действовашим ценам на рынке на момент их закупки и пр.) и обязывает подрядчика для получения подтверждающих закупку материалов документов и для оплаты стоимости материалов государственным заказчиком закупать данные материалы заново, причем по ценам, не превышающим содержащиеся в Локальных сметах NN 1,2,3,4,5,6 значения.
Указанные действия государственного заказчика фактически обязывают подрядчиков нести предпринимательские риски и лишают возможности получить предпринимательскую прибыль (за счет возможной экономии).
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области содержатся нарушения частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, выразившиеся в препятствовании подрядчикам в возможности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать участниками рассматриваемой закупки (совершение действий, противоречащих требованиям настоящего Федерального закона, и приводящих к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки).
Следовательно, данные доводы Жалобы обоснованы.
Вышеуказанные положения Документации об электронном аукционе (Проект государственного контракта) способны существенно повлиять на результаты рассматриваемой закупки, что дает основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях государственного заказчика - ГУ-ОПФ РФ по Новгородской области, а также его Единой комиссии не установлено.
Руководствуясь статьями 8, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания Арсенал" (173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 29) на действия государственного заказчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9 "Б") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Отдела ПФР в Пестовском районе, извещение N 0250100000115000049 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 10.09.2015, обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области нарушения частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчика - Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области, его Единой комиссии, оператору электронной площадки - Государственному унитарному предприятию "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии Г.Н. Пашкова
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Руднева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 22 сентября 2015 г. N 5382/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2015