Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ИПГП "Промакс" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на подготовку проектной и рабочей документации на объект капитального строительства непроизводственного (социального) назначения"Порошевская основная общеобразовательная школа на 68 учащихся" (извещение N 0356300003715000024),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0356300003715000024 администрацией Косинского муниципального района (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на подготовку проектной и рабочей документации на объект капитального строительства непроизводственного (социального) назначения "Порошевская основная общеобразовательная школа на 68 учащихся". Начальная (максимальная) цена контракта - 4 991 974.00 руб.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 21.08.2015г. заявка ООО "ИПГП "Промакс" отклонена, так как не соответствует требованиям конкурсной документации.
В соответствии с ч.1 ст.51 Закона о закупках заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно ч.2 ст.37 Закона о закупках, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч.3 ст.37 Закона о закупках, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В ч.4 ст.37 Закона о закупках установлено, что в случае проведения конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, участник закупки, в случае предложения цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, участник закупки должен предоставить либо информацию, подтверждающую добросовестность в соответствии с требованиями ч.3 ст.37 Закона о закупках (аналогичное требование установлено Заказчиком в Конкурсной документации), либо предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта, при этом он имеет право сделать это при заключении контракта, а не на момент подачи заявки, что следует из положений ч.4 ст.37 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что ООО "ИПГП "Промакс" предложена цена контракта в размере 2 221 428, руб., то есть более чем на двадцать пять процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. При этом в составе заявки на участие в открытом конкурсе предоставлено информационное письмо от 07.08.2015г. N559, содержащее информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки, а также приложены копии пяти исполненных контрактов.
Как следует из протокола рассмотрения и оценки заявок от 21.08.2015г. только два контракта из приложенных соответствуют требованиям ч.3 ст.37 Закона о закупках. Согласно пояснениям представителей Конкурсной комиссии гражданско-правовые договоры N0356300038312000004 от 06 апреля 2012г., N5 от 10 мая 2012г., N125 от 07 сентября 2012г. не соответствуют требованиям Закона о закупках и требованиям конкурсной документации, в связи с несоответствием срока их исполнения.
Вместе с тем, согласно информации, опубликованной на официальном сайте закупок по рассматриваемым контрактам:
-N0162300000812000835-01 от 26 сентября 2012г. (реестровый номер контракта - 0362300105112000029), исполнен 31.12.2012г. без штрафов и пени;
-N4 от 15 июня 2012г. (реестровый номер контракта - 0356300119712000009), исполнен 20.12.2012г. без штрафов и пени;
- N0356300038312000004 от 06 апреля 2012г. (реестровый номер контракта - 0356300038312000009), исполнен 17.05.2013г. без штрафов и пени;
- N5 от 10 мая 2012г. (реестровый номер контракта - 0356300132812000010), исполнен 29.11.2012г. без штрафов и пени;
- N125 от 07 сентября 2012г. (реестровый номер контракта - 0356300093412000015) исполнен 28.12.2012г. без штрафов и пени.
Таким образом, участником предоставлены пять контрактов, исполненные без применения штрафов и пени в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. Сведения, предоставленные участником закупки, в подтверждение добросовестности соответствуют требованиям Закона о закупках, а заявка участника конкурса соответствует требованиям конкурсной документации.
Конкурсной комиссией ошибочно трактуются положения ст. 37 Закона о закупках, поскольку Закон о закупках не содержит требований к предмету договоров, предоставляемых в качестве подтверждения добросовестности участника.
Кроме того, на момент рассмотрения заявок у Конкурсной комиссии отсутствовали основания для признания сведений о добросовестности недостоверными.
Исходя из вышеизложенного, Конкурсной комиссией нарушены требования ч.4 ст.37 Закона о закупках.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о закупках, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2014г. N1085 (далее - Правила оценки заявок).
Согласно п.4 Правил оценки заявок в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п.10 Правил оценки заявок в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил (а именно опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема), за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В п.3 раздела 7 конкурсной документации Заказчиком установлено в том числе следующее квалификационное требование к участнику закупки: "список сотрудников (дипломированных специалистов, участвующих в выполнении работ, составляющих предмет настоящего конкурса, прошедших повышение квалификации в данной сфере за последние 5 лет) с приложением копий документов, подтверждающих, что сотрудник состоит в штате исполнителя и копий дипломов, сертификатов".
Согласно п.6 ч.2 ст.51 Закона о закупках, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона. Таким образом, у участника закупки отсутствует обязанность предоставлять упомянутые документы, их отсутствие не может являться основанием для отклонения заявки. Аналогичное примечание присутствует и в конкурсной документации.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 21.08.2015г. одним из оснований для отклонения заявки ООО "ИПГП "Промакс" является отсутствие документов, подтверждающих, что сотрудники состоят в штате исполнителя.
В соответствии с ч.2 ст.53 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Исходя из совокупности изложенного Конкурсной комиссией нарушены требования ч.2 ст.53 Закона о закупках.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки закупки, Комиссией установлено следующее.
Заявки ООО "Омская проектная компания" и ООО "Спецстройпроект" отклонены по причине непредоставления документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям, а именно: "документы, подтверждающие, что сотрудники состоят в штате исполнителя" (ООО "Омская проектная компания") и "документы, подтверждающие, что сотрудники прошли повышение квалификации в данной сфере за последние 5 лет" (ООО "Спецстройпроект").
Кроме того, заявки ООО "Омская проектная компания", ООО "ПК Аккорд", ООО "Спецстройпроект" отклонены по причине непредоставления в составе заявки документов, подтверждающих добросовестность участников закупки. Вместе с тем, как следует из положений ч.4 ст.37 Закона о закупках, у участника отсутствует обязанность предоставлять в составе заявки в качестве подтверждения добросовестности именно документов, предусмотренных ч.3 ст.37 Закона о закупках. В случае если начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей или менее, участник открытого конкурса вправе предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта при его подписании.
Исходя из изложенного вышеупомянутые заявки соответствуют требованиям конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсной комиссией нарушена ч.2 ст.63 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИПГП "Промакс" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на подготовку проектной и рабочей документации на объект капитального строительства непроизводственного (социального) назначения"Порошевская основная общеобразовательная школа на 68 учащихся" (извещение N 0356300003715000024) обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение ч.4 ст.37, ч.2 ст.53 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение ч.2 ст.53 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. В целях устранения выявленных нарушений, Заказчику, Конкурсной комиссии выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Конкурсной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.09.2015