Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу Благотворительного фонда защиты животных "Верность" (далее - Заявитель) на действия Государственной ветеринарной инспекции Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по безвозвратному отлову безнадзорных животных на территории г. Перми и Ильинского муниципального района Пермского края (извещение 0156200000715000006),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200000715000006 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по безвозвратному отлову безнадзорных животных на территории г. Перми и Ильинского муниципального района Пермского края (извещение 0156200000715000006).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как указано выше, объектом закупки является оказание услуг по безвозвратному отлову безнадзорных животных на территории г. Перми и Ильинского муниципального района Пермского края.
Требования к оказываемой услуги обозначено в Техническом задании (Глава 5) документации о закупке.
Так, в частности, потенциальный Исполнитель должен оказать следующие услуги: отлов безнадзорных животных; содержание безнадзорных животных, покусавших людей или животных (10 дней); эвтаназия безнадзорных животных; утилизация (кремация трупов) умерших в период содержания и эвтанизированных безнадзорных животных (далее - утилизация (кремация трупов) безнадзорных животных).
Количество оказываемых услуг:
Отлов безнадзорных животных - 1550 голов;
г. Пермь - 1500
Ильинский муниципальный район - 50
Содержание безнадзорных животных, покусавших людей или животных (10 дней) - 155 голов;
г. Пермь - 150
Ильинский муниципальный район - 5
Эвтаназия безнадзорных животных- 1550 голов;
г. Пермь - 1500
Ильинский муниципальный район - 50
Утилизация трупов безнадзорных животных - 1550 голов.
г. Пермь - 1500
Ильинский муниципальный район - 50
Кроме этого, в Техническом задании содержатся следующие требования:
8.3.1. Отлову подлежат безнадзорные животные, создающие угрозу населению с признаками заболевания бешенством или с подозрением на бешенство.
8.3.2. Животные с признаками заболевания бешенством или с подозрением на бешенство, которые покусали людей или животных, подлежат отлову с последующей передачей их в пункт кратковременной передержки.
8.3.3. Отлов безнадзорных животных производится с соблюдением федеральных и региональных законов, норм, правил и иных нормативных документов, основывается на принципах гуманизма, соблюдения норм общественной нравственности, спокойствия населения и производится силами специализированных организаций, прошедших регистрацию и специальную подготовку, включающую в себя медицинское освидетельствование, профилактическую иммунизацию против бешенства и обучение.
В п.8.4 установлены следующие требования к условиям оказания услуг по содержанию безнадзорных животных, покусавших людей или животных (10 дней): Отловленных животных необходимо изолировать в отдельные вольеры, которые обеспечивают условия для нормальной жизнедеятельности животных, не допускающих нанесения ущерба их жизни и здоровью (п.8.4.3). Отловленные животные, поступившие на ПКС, осматриваются ветеринарным врачом и на каждого животного оформляется Заключение о клиническом состоянии безнадзорного животного (Приложение N 6 к Техническому заданию) (п.8.4.4). Отловленные животные содержатся на ПКС в режиме карантина 10 дней (п.8.4.5).
В соответствии с п.8.1 услуги оказываются в рамках реализации Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" по подпрограмме N 6 "Обеспечения ветеринарного благополучия на территории Пермского края" по мероприятию 6.1.5 "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в части ответственного обращения с безнадзорными животными на территории Пермского края" (далее - Программа).
Услуги должны быть оказаны надлежащим образом в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14.05.1993 г., Ветеринарно-санитарных правил перевозки животных автомобильным транспортом N 432-5, утвержденных Начальником Главного управления ветеринарии Госагропрома СССР от 30.01.1986 г, Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 N13-7-2/469 (с последующими изменениями), СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила", Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г., Санитарные правила СП 3.1.096-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96" "Профилактика и борьба с заразными болезнями общими для человека и животных. 13. Бешенство", утвержденные Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31 мая 1996 г. N 11, Минсельхозпродом Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 23, "Правилами отлова, регистрации, учета и содержания безнадзорных животных на территории Пермского края", утвержденные постановлением Правительства Пермского края от 09.07.2014 N 596-п. (п.10.1 Технического задания).
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации (часть вторая); в решении об установлении ограничительных мероприятий (карантине) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин) (часть шестая).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи (ч.3 ст.2 Закона о закупках).
В материалы дела представлены указы губернатора Пермского края об ограничительных мерах (карантин) по бешенству в г. Перми и в ряде населенных пунктов Ильинского муниципального района Пермского края. Заказчику следует разработать, утвердить обязательный для исполнения план мероприятий по ликвидации бешенства, предупреждению новых случаев болезни и принять меры по его реализации.
Распоряжениями Заказчика утвержден план мероприятий по ликвидации бешенства и предупреждению новых случаев болезни. Согласно представленным планам отлов безнадзорных собак и кошек в неблагополучных районах отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие требования к услугам, которые являются определяющими для него.
Комиссия, не оспаривая возможность Заказчика устанавливать требования в соответствии со своими потребностями, отмечает, в данном конкретном случае, описание объекта закупки носит необъективный характер, противоречит правилам описания объекта закупки, приведенным выше.
Так, в частности, в документации о закупке указано, что услуги оказываются в рамках Программы. При этом, из документации четко следует, что эвтаназии будут подвергнуты все отловленные безнадзорные животные, не смотря на то, что, как указал представитель Заказчика, лишь 10 % из общего количества животных могут быть с признаками заболевания бешенством или с подозрением на бешенство, которые покусали людей или животных.
При таких обстоятельствах Комиссия признает довод представителя Заявителя обоснованным.
Кроме того, согласно п.8.4.4 Технического задания, отловленные животные, поступившие на ПКС, осматриваются ветеринарным врачом и на каждого животного оформляется Заключение о клиническом состоянии безнадзорного животного (Приложение N 6 к Техническому заданию).
Форма заключения о клиническом состоянии безнадзорного животного (приложение N 6) содержит примечание, согласно которому, в результате осмотра безнадзорного животного специалист в области ветеринарии может установить, что животное клинически здорово. Вместе с тем, и оно будет подвержено эвтаназии.
Критически относится Комиссия и к утверждению представителя Заказчика о том, что ловец животного визуально, на расстоянии может определить животное, которое создает угрозу населению с признаками заболевания бешенством или с подозрением на бешенство.
Более того, Комиссия обращает внимание Заказчика на следующее обстоятельство.
Программа "Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае" утверждена Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1320-п (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 8 апреля 2014 г. N 243-п, от 16 мая 2014 г. N 351-п, от 18 июля 2014 г. N 631-п, от 18 августа 2014 г. N 820-п, от 30 сентября 2014 г. N 1097-п, от 14 ноября 2014 г. N 1304-п, от 17 декабря 2014 г. N 1467-п, от 26 декабря 2014 г. N 1553-п, от 6 февраля 2015 г. N 47-п, от 6 марта 2015 г. N 128-п, от 10 апреля 2015 г. N 192-п, от 6 августа 2015 г. N 505-п, от 14 августа 2015 г. N 534-п, от 25 сентября 2015 г. N 713-п).
В п. 5.1.5. Мероприятие 6.1.5 "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в части ответственного обращения с безнадзорными животными на территории Пермского края"(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 06.08.2015 N 505-п) указано следующее:
Мероприятие направлено на регулирование численности безнадзорных животных на территории Пермского края в рамках реализации государственных полномочий субъектов Российской Федерации по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Регулирование численности безнадзорных животных на территории Пермского края осуществляется путем безвозвратного отлова безнадзорных животных в соответствии с законодательством.
Мероприятия по безвозвратному отлову безнадзорных животных включают:
отлов безнадзорных животных;
содержание безнадзорных животных, покусавших людей или животных;
эвтаназия безнадзорных животных;
утилизация (кремация трупов) умерших в период содержания и эвтаназированных безнадзорных животных.
Реализация мероприятий по безвозвратному отлову безнадзорных животных будет осуществляться в 2015 году в муниципальных образованиях Пермского края, на территориях которых зафиксированы случаи возникновения бешенства животных и установлены ограничительные мероприятия (карантин) в соответствии с указами губернатора Пермского края.
Механизм реализации:
проведение мероприятий по безвозвратному отлову безнадзорных животных путем размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Правила отлова, регистрации, учета и содержания безнадзорных животных на территории Пермского края утверждены Постановлением Правительства Пермского края от 9 июля 2014 г. N 596-п (далее - Правила).
Целевой показатель:
количество отловленных безнадзорных животных, особей.".
Согласно п.1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок отлова, учета, регистрации, транспортировки, содержания безнадзорных животных на территории Пермского края в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью людей, предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждения и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
При этом, для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия: безнадзорные животные - собаки и кошки, оставшиеся без попечения собственника либо не имеющие собственника или собственник которых неизвестен; собственник животного (владелец животного) - физическое или юридическое лицо, которое владеет, пользуется и распоряжается животным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; (п.2 Правил).
Согласно п. 2.3 Правил, отлов безнадзорных животных осуществляется на основании информации о месте нахождения безнадзорных животных, поступившей в Инспекцию, государственные учреждения ветеринарии края, организацию по отлову безнадзорных животных от граждан и юридических лиц в письменном виде или по телефону, по электронной почте. Информация о месте нахождения безнадзорных животных, поступившая по телефону, заносится в журнал регистрации информации о местах нахождения безнадзорных животных по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам. Информация о месте нахождения безнадзорных животных, поступившая в Инспекцию или государственные учреждения ветеринарии края, передается в организации по отлову безнадзорных животных в течение одного рабочего дня. Меры по отлову безнадзорных животных организациями по отлову принимаются в течение 3 календарных дней со дня поступления информации о месте их нахождения. При значительной (более 50 км) удаленности места нахождения безнадзорных животных от места нахождения организации по отлову безнадзорных животных меры по отлову безнадзорных животных принимаются в срок, не превышающий 14 календарных дней со дня поступления информации.
Согласно п.4.2 Правил, специалист в области ветеринарии непосредственно после клинического осмотра каждого безнадзорного животного составляет заключение о клиническом состоянии безнадзорного животного по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам, в котором содержится информация о клиническом состоянии безнадзорного животного, наличии или отсутствии заразных и иных заболеваний у безнадзорного животного.
Отловленных безнадзорных животных, больных заразными заболеваниями, с подозрениями на особо опасные заболевания изолируют в отдельные отсеки (боксы) или вольеры карантинной зоны (п.4.7 Правил). Отловленные безнадзорные животные содержатся в карантинной зоне пункта временного содержания организации по содержанию безнадзорных животных в течение 15 календарных дней после их осмотра, диагностики, дегельминтизации и вакцинации против бешенства. Отловленные безнадзорные животные содержатся в пункте временного содержания организации по содержанию безнадзорных животных в течение 2 месяцев. В этот период в отношении отловленных безнадзорных животных осуществляются лечебно-профилактические мероприятия, в том числе вакцинация против бешенства и дегельминтизация (п.4.8, п.4.9 Правил).
Согласно п.4.8 Правил, розыск собственника отловленных безнадзорных животных и приобретение права собственности на безнадзорных животных осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В п.4.19 Правил обозначено, что безнадзорные животные возвращаются их владельцам только после истечения срока, установленного пунктом 4.8 настоящих Правил. Безнадзорное животное может быть передано его владельцу ранее установленного пунктом 4.8 настоящих Правил срока в случае представления владельцем животного в организацию по содержанию безнадзорных животных документов, подтверждающих наличие у животного необходимых прививок с неистекшим сроком действия вакцинационного периода.
Согласно п. 5.1 Правил, эвтаназии подлежат безнадзорные животные в следующих случаях:
наличие признаков особо опасных болезней животных;
наличие реальной угрозы жизни и здоровью человека (агрессивное поведение безнадзорного животного), в том числе в момент отлова;
необходимость прекращения страданий животного при невозможности оказания ему помощи иным способом.
Согласно п.4.21 Правил, безнадзорные животные, не возвращенные их владельцам и не подлежащие эвтаназии, подлежат стерилизации (кастрации) и чипированию, за исключением породистых безнадзорных животных, безнадзорных животных, имеющих регистрационные знаки (микрочипы) либо любым способом оформленные сведения о владельце, а также животных, владельцы которых выразили намерение забрать их из пункта временного содержания организации по содержанию безнадзорных животных.
Кастрация (стерилизация) безнадзорных животных осуществляется специалистом в области ветеринарии в помещении для оказания ветеринарной (хирургической) помощи на 16 день со дня отлова безнадзорных животных.
В п. 4.22 Правил установлено, что после истечения срока пребывания безнадзорных животных в пункте временного содержания организации по содержанию безнадзорных животных, предусмотренного пунктом 4.9 настоящих Правил, если безнадзорные животные не востребованы их владельцами, они подлежат передаче заинтересованным лицам либо в приют.
В случае отказа приюта в принятии безнадзорных животных, а также при отсутствии возможности передать безнадзорных животных заинтересованным лицам кастрированных (стерилизованных) безнадзорных животных выпускают в среду обитания в месте отлова вне границ детских и спортивных площадок, территорий образовательных организаций, организаций здравоохранения и общественного питания.
Как указано выше, в данном акте закреплено, какие именно животные подлежат эвтаназии, а именно: животные с наличием признаков особо опасных болезней животных; с наличием реальной угрозы жизни и здоровью человека (агрессивное поведение безнадзорного животного), в том числе в момент отлова; в случае необходимости прекращения страданий животного при невозможности оказания ему помощи иным способом. В документации о закупке указано, что животные, покусавшие людей или животных содержатся в ПКС 10 дней.
Каким образом нужно поступать с животными, которые не возвращены их владельцам и не подлежат эвтаназии, породистыми безнадзорными животными, безнадзорными животными, имеющими регистрационные знаки (микрочипы), а также животными, владельцы которых выразили намерение забрать их из пункта временного содержания организации по содержанию безнадзорных животных, указано в Правилах, вместе с тем, из аукционной документации четко следует, что все они должны быть подвержены эвтаназии.
Таким образом, Заказчик, установив требование к услуге, противоречащее нормативному акту, в соответствии с которой она оказывается, допустил нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Благотворительного фонда защиты животных "Верность" на действия Государственной ветеринарной инспекции Пермского края при проведении электронного аукциона на оказание услуг по безвозвратному отлову безнадзорных животных на территории г. Перми и Ильинского муниципального района Пермского края (извещение 0156200000715000006) обоснованной.
2. Признать в действиях Государственной ветеринарной инспекции Пермского края выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений, допущенных Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края, выдать предписание Государственной ветеринарной инспекции Пермского края, Единой комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Государственной ветеринарной инспекции Пермского края к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2015