Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее -Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Сорокиной Т.М. (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на поставку антивирусного программного обеспечения (извещение N 0356200024115000033),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N0356200024115000033 на поставку антивирусного программного обеспечения.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.09.2015г., подателю жалобы оказано в допуске к участию в электронном аукционе, ввиду непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 N44 Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
Вместе с тем, Комиссией установлено, что протокол рассмотрения заявок на участие в закупке не содержит указания положений аукционной документации, которые отсутствуют в заявке подателя жалобы.
При таких обстоятельствах Аукционной комиссией нарушено положение п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Согласно требованиям аукционной документации, описание объекта закупки указано в Главе 5 Техническое задание (Спецификация).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели товаров, используемых при оказании услуг, указание на которые содержится в документации о закупке.
В Техническом задании Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в заявке подателя жалобы отсутствуют следующие характеристики товаров, используемых при оказании услуг:
п. 2: программные средства антивирусной защиты мобильных устройств (смартфонов);
Программный интерфейс всех антивирусных средств, включая средства управления, должен быть на русском языке.
Все антивирусные средства, включая средства управления, должны обладать контекстной справочной системой на русском языке.
п. 3: автоматический контроль программ запускаемых на компьютере пользователя, осуществляющий контроль активности программ и ограничивающий выполнение опасных действий
наличие компонента дающего возможность создания специальных правил запрещающих установку/запуск программ, компонент должен контролировать приложения по пути нахождения программы, метаданным, MD5 контрольной сумме
с возможностью создавать доверенные устройства по их идентификатору и возможностью предоставлять привилегии, для запуска внешних устройств, определенным пользователям
установленных на компьютере пользователя, с возможностью предоставления отчета по обнаруженным уязвимостям;
интеграция с системой обновления Windows Update, для установки патчей закрывающие обнаруженные уязвимости
Программные средства антивирусной защиты систем рабочих станций и серверов под управлением семейства ОС MAC должны функционировать на следующих версиях ОС:
Рабочие станции/ноутбуки:
- Mac OS X 10.6 (32/64 бит) - Snow Leopard
- Mac OS X 10.5 (32 бит) - Leopard
- Mac OS X 10.4 (32 бит) - Tiger
Серверы:
- Mac OS X Server 10.6
п. 4: Программные средства антивирусной защиты систем рабочих станций и серверов под управлением семейства ОС MAC должны обеспечивать реализацию следующих функциональных возможностей:
- резидентный антивирусный мониторинг;
- эвристический анализатор, позволяющий более эффективно распознавать и блокировать ранее неизвестные вредоносные программы;
- антивирусное сканирование по команде пользователя или администратора и по расписанию;
- ускорения процесса сканирования за счет пропуска объектов, состояние которых со времени прошлой проверки не изменилось;
- централизованно управляться с помощью единой системы управления.
п. 5: облачная защита от новых угроз, позволяющая приложению в режиме реального времени обращаться к специальным сайтам производителя, для получения вердикта по запускаемой программе или файлу;
антивирусную проверку и лечение файлов, упакованных программами типа PKLITE, LZEXE, DIET, EXEPACK и пр.;
антивирусную проверку и лечение файлов в архивах форматов RAR, ARJ, ZIP, CAB, LHA, JAR, ICE, в том числе и защищенных паролем;
ускорения процесса сканирования за счет пропуска объектов, состояние которых со времени прошлой проверки не изменилось;
наличием множественных путей уведомления администраторов о важных произошедших событиях (почтовое сообщение, звуковое оповещение, всплывающее окно, запись в журнал событий).
п. 6: Возможность защиты систем хранения данных EMC Celerra;
Определение в объектах файловой системы сервера угрозы следующих типов:
Классических вирусов;
Сетевых червей;
Троянских программ;
Прочих вредоносных программ;
Программ-реклам;
Программ порнографического содержания;
Потенциально опасных приложений.
Помещение подозрительных и поврежденных объектов на карантин;
Масштабируемость за счет задания количества рабочих процессов антивируса для ускорения обработки запросов к серверу при использовании многопроцессорных серверов;
Разделение прав администраторов, основанное на стандартных механизмах ОС Microsoft Windows;
Уведомления различными методами администраторов и пользователей о событиях в антивирусной защите. Поддержка Simple Network Management Protocol (SNMP;
п. 10: Требования к программным средствам антивирусной защиты объектов на Samba-серверах, работающих под управлением ОС Linux или FreeBSD.
Программные средства антивирусной защиты объектов на Samba-серверах, работающих под управлением ОС Linux или FreeBSD должны функционировать на следующих ОС:
Для 32-битной платформы одна из следующих операционных систем:
RedHat Linux 9.0 (kernel: 2.4.20-8);
RedHat Enterprise Linux Advanced Server 4 UPD3 (kernel: 2.6.9-34EL (i386));
SUSE Linux Enterprise Server 9.0 SP3 (kernel: 2.6.5-7.97);
SUSE Linux Professional 10.1 (kernel: 2.6.16.13-4);
Debian GNU/Linux версия 3.1 R2 (kernel: 2.4.27-2).
Mandriva 2006 (kernel: 2.6.12-12mdksmp);
FreeBSD версия 5.4 (kernel: GENERIC/SMP);
FreeBSD версия 6.1 (kernel: GENERIC/SMP);
Ubuntu Server 7.10;
Ubuntu Server 8.04.
Для 64-битной платформы одна из следующих операционных систем:
RedHat Enterprise Linux Advanced Server 4 UPD3 (kernel: 2.6.9-34EL (amd64));
RedHat Fedora Core 5 (kernel: 2.6.15-1.2054_FC5);
SUSE Linux Professional 10.1 (kernel: 2.6.16.13-4);
SUSE Linux Enterprise Server 9 SP3 (kernel: 2.6.5-7.97).
и на версиях Samba-сервера 2.2.7 - 3.0.26a, 3.0.28a.
Программные средства антивирусной защиты объектов на Samba-серверах, работающих под управлением ОС Linux или FreeBSD должны обеспечивать следующие функциональные возможности:
Постоянную защиту файлового сервера Samba от вредоносного кода;
Поиск и обезвреживание вредоносного кода в файловой системе сервера по требованию;
Уведомление администратора о нахождении зараженных или подозрительных объектов;
Поддержку актуального состояния антивирусных баз;
Локальное и удаленное администрирование с помощью модуля веб-администрирования;
Возможность исполнять заданные пользователем скрипты в случае возникновения событий типа "найден зараженный файл";
Возможность переноса зараженных (или подозрительных) объектов в специальное хранилище (карантин);
Сохранение оригинала инфицированного объекта перед лечением (Backup) с возможностью его восстановления в случае возникновения нештатной ситуации;
Сохранение данных об уже проверенных файлах в оперативном кэше, что позволяет значительно уменьшить время проверки файла при последующих его запросах (данные в кэше сохраняются до перезагрузки приложения);
Возможность ограничения максимального количества одновременно проверяемых в режиме реального времени файлов с постановкой остальных запрошенных на проверку файлов в очередь;
Возможность автоматически приостановить антивирусную проверку файлов в фоновом режиме при превышении уровня нагрузки на сервер сверх указанного пользователем значения и возобновить работу при снижении нагрузки до допустимого уровня;
Возможность для каждой папки общего доступа задать любую комбинацию режимов "проверки при открытии" и "проверки при сохранении";
Возможность проведения индивидуальных настроек антивирусной защиты выборочно для каждой папки общего доступа;
Возможность отката, как обновлений антивирусных баз, так и обновлений приложения.
п. 11: Требования к программным средствам антивирусной защиты смартфонов
Программные средства для антивирусной защиты смартфонов должны функционировать под управлением мобильных ОС:
Android 2.2 - 2.x, 4.0; Android 3 for tablets
iOS 4, 5
BlackBerry 4.5 - 6.0, 7.0; BlackBerry for tablets
Windows Mobile 5.0 - 6.5
Symbian 9.1 - 9.3, Symbian^3, Anna, Belle.
Программные средства для антивирусной защиты смартфонов должны обеспечивать следующую функциональность:
постоянную защиту файловой системы смартфона, перехват и проверку:
всех входящих объектов, передающихся с помощью беспроводных соединений (инфракрасный порт, Bluetooth), сообщений EMS и MMS, при синхронизации с персональным компьютером и загрузке файлов через браузер;
файлов, открываемых на смартфоне;
программ, устанавливаемых из интерфейса смартфона.
проверку объектов файловой системы, находящихся на смартфоне или на подключенных картах расширения памяти, по требованию пользователя и по расписанию;
надежное изолирование зараженных объектов в карантинном хранилище;
обновление антивирусных баз, используемых при поиске вредоносных программ и удалении опасных объектов;
блокирование нежелательных SMS и MMS сообщений;
шифрование наиболее важных файлов, папок и карты памяти;
возможность скрывать важные контакты и историю общения с ними;
осуществлять функцию "антивор", т.е. обеспечивать блокировку мобильного устройства, удаление данных, сообщений и книги контактов, получение координат местоположения, а также определение, у кого находится пропавшее устройство.
п. 12: для Linux-систем: программные требования должны соответствовать требованиям к программным средствам антивирусной защиты рабочих станций и серверов под управлением ОС Linux;
наличие различных методов установки антивирусных приложений: удаленный - RPC, GPO, агент администрирования, локальный - автономный пакет установки;
удаленная установка программных средств антивирусной защиты с последней версией баз приложения;
автоматизированный поиск уязвимостей, в установленных приложения и операционной системе, на компьютерах пользователей, с возможностью предоставления отчета по обнаруженным уязвимостям и интеграцией с системой обновления Windows Update, для установки патчей закрывающие обнаруженные уязвимости;
с возможностью создавать доверенные устройства по их идентификатору и возможностью предоставлять привилегии, для запуска внешних устройств, определенным пользователям;
создание виртуальных серверов управления антивирусным приложением;
интеграция с CISCO NAC и MS NAP.
п. 13: регламентное обновление антивирусных баз не реже 24 раз в течение календарных суток, а баз антиспама не реже одного раза в 5 минут.
Из изложенного следует, что в заявке ИП Сорокиной Т.М. отсутствуют характеристики товаров, используемых при оказании услуг, требования к которым установлены в аукционной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки на соответствие требованиям аукционной документации, отказавшей в допуске к участию в электронном аукционе ИП Сорокиной Т.М., нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено. Иное не доказано.
Кроме того, Комиссия отмечает, что ИП Сорокина Т.М. запросы о разъяснении положений документации о закупке в адрес Заказчика не направляла, положения аукционной документации в установленном законом порядке не обжаловала, что в совокупности свидетельствует о том, что подателю жалобы были понятны требования аукционной документации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сорокиной Т.М. на действия Аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на поставку антивирусного программного обеспечения (извещение N 0356200024115000033) обоснованной в части не указания в протоколе рассмотрения заявок положений аукционной документации, которые отсутствуют в заявке подателя жалобы.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение Закона о закупках не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении членов Аукционной комиссии к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2015