Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Деспи" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Полазненская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (извещение N 0356300028715000032),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300028715000032 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственных средств.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как указано выше, объектом закупки является поставка лекарственных средств.
Так, в частности, в Техническом задании (Глава 5) документации о закупке установлены следующие требования: лидокаин - раствор для инъекций 20 мг/мл, 2 мл - ампулы (10) /в комплекте с ножом ампульным или скарификатором/ - коробки картонные; дротаверина гидрохлорид - раствор для инъекций 20 мг/мл, 2 мл - ампулы темного стекла (10) / в комплекте с ножом ампульным или скарификаторм, если необходим для ампул данного типа/ - пачки картонные; ацетилцистеин - таблетки шипучие для приема внутрь 100 мг 20 шт - пачки картонные; Амоксициллин + клавулоновая к-та - порошок для приготовления суспензии для приема внутрь 156 мг/5 мл.; цефапиром - Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 1 гр.; Кофеин-бензоат натрия - раствор для подкожного введения 200 мг/мл 1 мл - амп (10) в комплекте с ножом амп. - пачки картонные; фамотидин - лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 20 мг, 72,8 мг - флаконы (5) - упаковки контурные пластиковые (поддоны) /в комплекте с растворителем: натрия хлорида раствор 0,9% (ампулы) 5 мл-5 шт./ - пачки картонные и т.д., всего 132 позиции.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включены в государственный реестр лекарственных средств (далее - ГРЛС), являющийся федеральной информационной системой (http://grls.rosminzdrav.ru/).
В ГРЛС содержится полная информация о каждом зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе международное непатентованное наименование (далее - МНН), торговое наименование, дозировка, форма выпуска и др.
С учетом приведенных выше норм Закона о закупках доводы Заявителя в той части, что при наличии двух лекарственных препаратов разных производителей, есть еще иной товар, отличающийся от заявленных Заказчиком характеристик, например, видом ампул, для вскрытия которых не нужен ни нож ампульный, ни скарификатор, отклоняются, как несостоятельные.
Иные доводы Заявителя нашли свое подтверждение.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В п. 61 Технического задания Заказчиком указано не МНН, а торговое наименование лекарственного средства.
Кроме того, при указании Заказчиком, в частности, МНН дротаверина гидрохлорид (п.13), МНН в п.п. 106, 107, 114, при указании формы выпуска ацетилцистеина- таблетки шипучие (п.45) допущены ошибки и т.д. Данное обстоятельство представителем Заказчика не отрицалось.
Более того, в п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:
лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;
наркотическое лекарственное средство;
психотропное лекарственное средство;
радиофармацевтическое лекарственное средство.
Начальная (максимальная) цена контракта - 420 288,26 руб.
Комиссией установлено, что ряду лекарственных препаратов соответствует только один лекарственный препарат, в частности, препарату с МНН фамотидин соответствует лекарственный препарат с торговым наименованием "Квамател", Венгрия и т.д.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика имеется нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с ч.8 ст.30 Закона о закупках, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, не смотря на то, что поименованные ограничения в извещении о закупке установлены, в п. 8.3 проекта контракта обозначено, что оплата Поставщику производится в течение 90 календарных дней.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение ч.8 ст.30 Закона о закупах.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Деспи" на действия ГБУЗ ПК "Полазненская районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (извещение N 0356300028715000032) обоснованной в части необъективного описания объекта закупки (за исключением доводов, касающихся ограничений количества участников аукциона), в части установление сроков оплаты.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Полазненская районная больница" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Полазненская районная больница" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.8 ст.30 Закона о закупках.
4.В целях устранения нарушений, допущенных ГБУЗ ПК "Полазненская районная больница", выдать предписание ГБУЗ ПК "Полазненская районная больница", Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц ГБУЗ ПК "Полазненская районная больница" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2015