Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Развитие" (далее - Заявитель) на действия ПАО "Протон-Пермские моторы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на реализацию проекта "Реконструкция и техническое перевооружение заготовительного, механосборочного и испытательного производства" (корпуса N 6, 15, 53Б, 30А, 44, 1, 2) (извещение N 0456000001115000017),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0456000001115000017 ПАО "Протон-Пермские моторы" (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на реализацию проекта "Реконструкция и техническое перевооружение заготовительного, механосборочного и испытательного производства" (корпуса N 6, 15, 53Б, 30А, 44, 1, 2).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Комиссия, изучив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, заслушав пояснения представителя Заказчика, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В силу ч.1, ч.2 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п.п "а" п.25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть качество товаров (качество работ, качество услуг);
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей (п.26 Правил).
Критерии оценки заявок и порядок оценки установлены в Приложении к информационной карте.
При этом, Комиссией была исследована документация о закупке до внесения в нее изменений Заказчиком.
Так, одним из критериев является критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В п.2 установлен следующий порядок оценки заявок по спорному критерию: Значение в баллах - от 0 до 100 баллов.
По показателю "Качество работ" рассматриваются предложения участника конкурса по технологии и методам выполнения работ, порядку применения трудовых и материальных ресурсов используемых для выполнения работ. Также рассматривается наличие сертификатов каких-либо систем добровольной сертификации, связанных с предметом конкурса и подтверждающих наличие у участника системы менеджмента качества, охраны и безопасности труда в составе заявки. Баллы по критерию присваивается от 0 до 100 в зависимости от степени детализации и содержательной проработанности предложения, указанного участником конкурса согласно форме 3 Части III конкурсной документации. Значимость показателя "Качество работ" составляет 100 %. Оценка 0 баллов присваивается участнику, при отсутствии в заявке предложения по качеству работ. Оценка 50 баллов присваивается участнику, в заявке которого даны предложения соответствующие части технического задания конкурсной документации. Оценка 90 баллов присваивается участнику, в заявке которого даны предложения полностью соответствующие техническому заданию конкурсной документации с детализированной привязкой к объекту, на котором планируется выполнение работ, но при отсутствии сертификатов каких-либо систем добровольной сертификации, связанных с предметом конкурса и подтверждающих наличие у участника системы менеджмента качества, охраны и безопасности труда.
Оценка 100 баллов присваивается участнику, в заявке которого даны предложения полностью соответствующие техническому заданию конкурсной документации с детализированной привязкой к объекту, на котором планируется выполнение работ, а также при наличии сертификатов систем добровольной сертификации, связанных с предметом конкурса и подтверждающих наличие у участника системы менеджмента качества, охраны и безопасности труда. Для получения оценки (значения в баллах) для каждой заявки вычисляется среднее
арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами Комиссии. Для получения итогового рейтинга по заявке, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
В Форме 3, которая предлагается к заполнению, указано, что участник конкурса приводит описание применяемых технологий и технических решений, в том числе в части инженерного и технологического оборудования, предусмотренных техническим заданием, а также методов производства работ. Сведения могут быть указаны в виде пояснительной записки, схем, графика производства работ и пр. в соответствии с техническим заданием конкурсной документацией и детализированной привязкой к объекту, на котором планируется выполнение работ. Участник конкурса приводит наименование, описание и объемы выполняемых работ в соответствии с техническим заданием, приводит перечень закупаемого товара (материалов, оборудования, изделий), используемого при выполнении работ, а также указывает перечень государственных стандартов, СНиП, правил производства работ и других норм и правил, которые он будет соблюдать при выполнении работ. Описывается, каким образом будут выполняться требования Заказчика, изложенные в конкурсной документации. Участник конкурса указывает - сколько специалистов и каких специальностей будет задействовано для выполнения работ на данном объекте с учетом предельных требований проектной документации. Подтверждается копиями сертификатов специалистов, либо копиями договоров с привлекаемыми субподрядными организациями. Участник конкурса приводит описание (перечень) техники, применяемой для выполнения работ с учетом предельных требований проектной документации. Может быть подтверждено формой ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", договором аренды, проката, лизинга. При наличии у участника конкурса сертификатов систем добровольной сертификации, связанных с предметом конкурса и подтверждающих наличие у участника системы менеджмента качества, охраны и безопасности труда, копии таких сертификатов прилагаются участником к настоящей форме.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что порядок оценки по спорному критерию, обозначенный в документации о закупке, не соответствует требованиям, установленным Законом о закупках.
Так, в частности, из содержания конкурсной документации четко не следует, каким образом определяется количество баллов, присвоенных участнику конкурса по данному критерию в пределах указанного максимального значения - 100 баллов, что следует понимать под "степенью детализации содержательной проработанности предложения", и, как следствие, данное обстоятельство не исключает произвольное проставление членами Конкурсной комиссии баллов в пределах заданных значений от 0 до 100 по спорному критерию.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что 08.10.2015 г. (до дня рассмотрения настоящей жалобы) Заказчиком в данную часть конкурсной документации были внесены изменения. Так, установлены показатели оценки по спорному критерию, указано, что в случае наличия описания предложения по контролю качества работ, присваивается от 0 до 5 баллов, оценке подлежат копии сертификатов от 0 до 15 баллов.
Кроме того, представитель Заказчика пояснила, что в случае, если описание предложения по контролю качества будет в точности соответствовать установленному Заказчиком в Техническом задании (иными словами будет просто скопировано), участнику присваивается 0 баллов. При более детальном описании, либо в случае предоставления сертификатов, участнику будет присвоено установленное количество баллов.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Развитие" на действия ПАО "Протон-Пермские моторы" при проведении открытого конкурса на реализацию проекта "Реконструкция и техническое перевооружение заготовительного, механосборочного и испытательного производства" (корпуса N 6, 15, 53Б, 30А, 44, 1, 2) (извещение N 0456000001115000017) обоснованной.
2.Признать в действиях ПАО "Протон-Пермские моторы" нарушение п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2015