Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее -Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "САВС Новосибирск" (далее - Заявитель) на действия ГКБУК "Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по приобретению авиа и железнодорожных билетов (изв. N 0356200024015000171),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте wvvw.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0356200024015000171 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по приобретению авиа и железнодорожных билетов.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила.
Исходя из доводов жалобы, следует, что Заказчик при даче ответа на запрос о представлении разъяснении положений аукционной документации нарушил положения Закона о закупках.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о закупках в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о закупках разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно ч.6 ст.65 Закона о закупках Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Изучив материалы жалобы, Комиссия установила, что в адрес Заказчика, 01.09.2015 г. Заявителем направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации.
Комиссия установила, что разъяснения положений Аукционной документации Заказчиком в установленный законом срок не размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение ч.4 ст.65 Закона о закупках.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Требования к качеству оказываемых услуг установлены Заказчиком в п.3 Главы 5 аукционной документации (далее - Техническое задание).
Так, согласно Техническому заданию, Исполнитель, в том числе осуществляет оформление, продажу и передачу индивидуальных и групповых пассажирских железнодорожных и авиационных билетов для Заказчика, а также их обмен и возврат. Кроме того, исполнитель обязан, в том числе осуществлять курьерскую передачу проездных и бухгалтерских (счет, счет-фактура, акт) документов по адресу передачи в сроки, указанные Заказчиком в заявке (в течение 1 (одного) рабочего дня, а также срочная доставка в течение 1-2 часов), что, по мнению Заявителя, ограничивает круг потенциальных участников.
Вместе с тем, Заказчик пояснил, что требование о курьерской передаче проездных и бухгалтерских (счет, счет-фактура, акт) документов по адресу передачи в сроки, указанные Заказчиком в заявке (в течение 1 (одного) рабочего дня, а также срочная доставка в течение 1-2 часов), обусловлено тем, что в отдельных случаях, проездные билеты на бумажном носителе (бланк проездного билета либо электронный билет) должны предоставляться приглашенным артистам, поставщикам, прочим гостям театра, находящимся на территории города Перми.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать требования, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к оказываемой услуге.
Возможность приобретения электронных билетов, предусмотренная Заказчиком в Техническом задании и оглашенная в ходе заседания по рассмотрению жалобы, не исключает обязанность по доставке (передаче) проездных документов, которая также предусмотрена Заказчиком в Техническом задании и являются его потребностью.
Более того, Комиссия не усматривает в данном случае каких либо несоответствий, противоречий Приказу Минтранса РФ от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", Приказу Минтранса России от 21.08.2012 N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте", на которые ссылается Заявитель в своей жалобе.
Комиссия отмечает, что обоснованием начальной максимальной цены контракта послужило три коммерческих предложения, помимо этого, согласно протоколу рассмотрения заявок от 09.09.2015 г., на участие в электронном аукционе поступило три заявки, все из них были допущены к участию в электронном аукционе. Исходя из указанного, следует, что существует конкурентный рынок требуемых Заказчиком услуг.
Таким образом, Комиссия установила, что в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного в материалы жалобы не представлено.
Кроме того, следует отметить, что доводы подателя жалобы о том, что услуги, являющиеся объектом закупки, не могут быть оказаны именно ООО "САВС Новосибирск", не могут быть приняты во внимание, поскольку ООО "САВС Новосибирск", являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие соответствующих условий для оказания услуг, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САВС Новосибирск" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по приобретению авиа и железнодорожных билетов (изв. N 0356200024015000171) обоснованной в части не размещения разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.65 Закона о закупках.
3. В целях устранения допущенных нарушений выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2015