Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "НПО "АэроСфера" (далее - Заявитель) на действия администрации Красновишерского муниципального района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по проектированию котельной на территории Красновишерского городского поселения пермского края (извещение 0156300040015000055),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300040015000055 Заказчиком проводился электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по проектированию котельной на территории Красновишерского городского поселения пермского края.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В доводах, изложенных в жалобе, Заявитель указывает на то, что в документации не указаны дата начала и окончания предоставления разъяснений положений документации о закупке, ответы на разъяснения размещены без указания предмета запроса, не установлено требование о том, что участник закупки не является оффшорной компанией, установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих правомочность заключать контракт, также полагает, что в аукционной документации не определен состав, объем, характеристики выполняемых работ.
Исследовав в совокупности и взаимосвязи представленные документы, Комиссия находит доводы, изложенные в жалобе, подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно положениям Раздела 6 документации о закупке, запрос о разъяснении положений документации (далее - запрос) вправе направить любой участник аукциона в электронной форме, получивший аккредитацию на электронной площадке. Запрос направляется на адрес электронной площадки в форме электронного документа. Участник аукциона в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации в отношении одного аукциона в электронной форме. В течение двух дней с даты поступления запроса от оператора электронной площадки разъяснение положений документации размещается в ЕИС (до ввода в эксплуатацию ЕИС - на официальном сайте).
При указанных обстяотельствах в действиях Заказчика, не установившего в документации о закупке даты начала и окончания срока предоставления разъяснений, имеется нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о закупках, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч.4 ст.65 Закона о закупках).
В ч.5 ст.65 Закона о закупках обозначено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией установлено, что размещенные на официальном сайте 06.10.2015 г. разъяснения положений аукционной документации, не содержат указания предмета запроса, и, как следствие, Заказчиком нарушено положение ч.4 ст.65 Закона о закупках.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.10 ч.1 ст.31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией
Поскольку данное требование в документации о закупке не установлено, Заказчиком нарушено положение ч. 3 ст.64 Закона о закупках.
Вместе с тем, Заказчиком в п.2 Раздела 5 документации о закупке установлено требование о правомочности участника закупки заключать контракт.
Требования к участникам закупки поименованы в ст.31 Закона о закупках.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о закупках, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Положение, обозначенное в аукционной документации, о том, что участник закупки должен подтвердить правомочность заключать контракт, не соответствует требованиям Закона о закупках, и, как следствие, нарушает ч.6 ст.31 Закона о закупках, поскольку п.2 ч.1 ст.31 Закона о закупках утратил силу (Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ).
В соответствии с п.2 Раздела 7 аукционной документации, в составе второй части заявки на участие в закупке участник должен представить документы или копии этих документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать Контракт:
- копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
- копии учредительных документов участника (для юридического лица),
- копии документов, подтверждающих полномочия лица на заключение Контракта от имени участника закупки - юридического лица (решение о назначении или об избрании на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени участника без доверенности). В случае если от имени участника действует иное лицо - также представляется доверенность, выданная физическому лицу на заключение Контракта, заверенная печатью участника и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем - также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
При наличии документов, поименованных в данном пункте, в действующей редакции в реестре участников, получивших аккредитацию на электронной площадке, их повторное предоставление в составе заявки не требуется.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к составу второй части заявки установлены в ч.5 ст.66 Закона о закупках. Так вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Данный перечень является исчерпывающим.
В документации о закупке, как указано выше, Заказчиком, наряду с иными документами, установлено требование о предоставлении документов, которые в соответствии с ч.2 ст.62 Закона о закупках, содержатся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (о чем указывает сам Заказчик) и данные документы направляются оператором электронной площадки одновременно со вторыми частями заявок и рассматриваются Аукционной комиссией наряду с документами, предоставленными в составе второй части заявки.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
При таких обстоятельствах в действиях Заказчика, установившее указанное выше требование, имеется нарушение ч.6 ст.66 Закона о закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.2 Раздела 3 документации о закупке указано, что описание объекта закупки указано в Главе 5 "Техническое задание" документации о закупке.
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие требования к работам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Анализ Технического задания, сформированный с учетом потребности Заказчика, позволяет сделать вывод о том, что описание объекта закупки не противоречит приведенным выше правилам его описания.
Доказательств иного не представлено.
Равно как и не представлено доказательств того, что содержащиеся в действиях Заказчика нарушения не позволили подателю жалобы сформировать предложение о цене контракта и принять участие в закупке, тогда как на участие в электронном аукционе было подано 15 заявок и все они были признаны соответствующим требованиям, обозначенным в аукционной документации (протокол рассмотрения заявок от 09.10.2015 г.). Участие в аукционе приняли 9 участников (протокол от 12.10.2015 г.), в настоящее время определен победитель аукциона, которым была предложена цена контракта, которая на 61,37 % ниже начальной (максимальной) цены контракта. Представитель же ООО "НПО "АэроСфера" пояснила, что в случае, если данная организация будет участником закупки, более снижать цену она не готова, при этом как в данной ситуации восстановить права и законные интересы подателя жалобы представитель Заявителя пояснить не смогла
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПО "АэроСфера" на действия администрации Красновишерского муниципального района при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по проектированию котельной на территории Красновишерского городского поселения пермского края (извещение 0156300040015000055) обоснованной в части (за исключением довода о необъективном описании объекта закупки).
2. Признать в действиях администрации Красновишерского муниципального района нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях администрации Красновишерского муниципального района нарушение ч.4 ст.65 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Признать в действиях администрации Красновишерского муниципального района нарушение ч.3 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
5. Признать в действиях администрации Красновишерского муниципального района нарушение ч.6 ст.66 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
6. Признать в действиях администрации Красновишерского муниципального района нарушение ч.6 ст.31 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
7. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки и не нарушают права и законные интересы подателя жалобы.
8. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2015