Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ПермГеоТранс" (далее - Заявитель) на действия Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по: - Ремонту автомобильной дороги "Подъезд к г. Оса N2"; - Ремонту асфальтобетонного покрытия по ул. Злыгостева, участок от дорожного знака г. Оса до ул. Пугачева (извещение N 0356300011015000042),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300011015000042 Заказчиком проводился электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по: - Ремонту автомобильной дороги "Подъезд к г. Оса N2"; - Ремонту асфальтобетонного покрытия по ул. Злыгостева, участок от дорожного знака г. Оса до ул. Пугачева.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Заявитель полагает, что Заказчиком не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства СРО, также указывает на то, что в документации имеется ссылка на проект, тогда как проект в составе аукционной документации отсутствует.
Исследовав представленные документы и доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия находит доводы жалобы подлежащими удовлетворению, а действия Заказчика не соответствующими требованиям Закона о закупках по следующим основаниям.
Требования к составу второй части заявки установлены в п.2 Раздела 8 документации о закупке. Требование о наличии свидетельства СРО отсутствует.
Виды работ, которые необходимо выполнить потенциальному победителю, установлены в Главе 5 Техническое задание документации о закупке. Так, в частности, предполагается разметка проезжей части.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В целях принятия объективного решения по данной жалобе Пермским УФАС России в адрес НП "Строители Урала" был направлен запрос (исх. N 11768-15) с просьбой пояснить необходимо ли для выполнения работ, указанных в Техническом задании, свидетельство о допуске к определенным видам или виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года N 624, в частности, наличие п. 25.8 - Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
В представленном ответе (вх. N 014263-15 от 18.09.2015 г.) указано следующее:
"В соответствии с ч. 2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.(ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ).
Учитывая изложенное, по мнению Саморегулируемой организации Союза "Строители Урала", для самостоятельного выполнения работ, входящих в раздел II Перечня видов работ, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, и указанных в Техническом задании необходимо свидетельство о допуске на некоторые виды работ группы "25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов", в том числе и на вид "25.8 "Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог". В случае выполнения работ с привлечением других лиц требуется наличие свидетельства о допуске на группу видов работ "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) и вида работ "33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик, не установив требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства СРО, нарушил положение, закрепленное в п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с требованиями Главы 5 Техническое задание документации о закупке, в процессе приемки комиссией проверяется соответствие выполненных Работ проектной документации, условиям Контракта, требованиям строительных норм и правил и иных нормативных правовых актов. Аналогичное положение содержится в Приложении 1 к муниципальному контракту.
Согласно п.6.4 проекта муниципального контракта Заказчик, получивший сообщение Подрядчика, в срок не позднее 10 (Десяти) календарных дней организует приемку результата выполненных Работ приемочной комиссией. В процессе приемки комиссией проверяется соответствие выполненных Работ проектной документации, условиям Контракта, требованиям строительных норм и правил и иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем, проектная документация в составе аукционной документации отсутствует.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что при формировании аукционной документации был использован типовой проект контракта из ранее проведенных аукционов, в которых присутствовала проектная документация, контрактный управляющий не проявил должного внимания при размещении аукционной документации. Те же обстоятельства были подтверждены представителями Заказчика в ходе рассмотрения жалобы.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что аукционная документация содержит дату начала предоставления разъяснений - 21.08.2015 г., однако, дата окончания предосталвения разъяснений не установлена, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Указание на то, что дата окончания не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, не является соблюдением требований Закона о закупках.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.10 ч.1 ст.31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией
Вместе с тем, данное требование в документации о закупке не установлено. Таким образом, Заказчиком нарушено положение ч. 3 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПермГеоТранс" на действия Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по: - Ремонту автомобильной дороги "Подъезд к г. Оса N2"; - Ремонту асфальтобетонного покрытия по ул. Злыгостева, участок от дорожного знака г. Оса до ул. Пугачева (извещение N 0356300011015000042) обоснованной.
2. Признать в действиях Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Признать в действиях Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
5. Признать в действиях Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района нарушение ч.3 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
6. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, допущенных Управлением развития инфраструктуры администрации Осинского района, выдать предписание Управлению развития инфраструктуры администрации Осинского района, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
7. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2015