Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее -Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Лайк-строй" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии N 2 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта помещений отделения стационара и поликлиники в ГБУЗ ПК "ПКДКБ" (изв. N 0356200001115000160),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение N 0356200001115000160 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение текущего ремонта помещений отделения стационара и поликлиники в ГБУЗ ПК "ПКДКБ".
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 07.09.2015 г., ООО "Лайк-строй" (номер заявки N4) отказано в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме отсутствуют сведения о глубине погружения конуса (и не более 14 см) раствора готового цементно-известкового, линейном расширении через 3 суток с момента изготовления образцов (и не более 2%) цемента, используемых при выполнении работ, требования к которым установлены в п. 1, 15 Главы V "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме, а также представлена информация, которая не соответствует требованиям аукционной документации: п. 11 Главы V "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме: - сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более 1,5 % массы для крупного заполнителя и 1,0 % массы - для мелкого заполнителя, п. 11 заявки участника закупки: - сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - 0,5 % массы для крупного заполнителя и 0,5 % массы для мелкого заполнителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п. 1 Раздела 8 Информационной карты документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
В пп. 6 п. 3 Раздела 8 Информационной карты аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям, установленным в Главы V "Техническое задание".
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели используемых при выполнении работ материалов, указание на которые содержится в Техническом задании.
В п. 1 Технического задания Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к раствору готовому цементно-известковому: соответствие ГОСТ 28013-98, глубина погружения конуса не менее 1 см и не более 14 см.
При этом, согласно требованиям аукционной документации, раствор готовый кладочный должен соответствовать требованиям ГОСТ 28013-98.
В Приложении Б ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" установлено:
Основное назначение раствора |
Глубина погружения конуса, см |
Марка по подвижности Пк |
А Кладочные: |
|
|
- для бутовой кладки: |
|
|
вибрированной |
1-3 |
Пк1 |
невибрированной |
4-6 |
Пк2 |
- для кладки из пустотелого кирпича или керамических камней |
7-8 |
Пк2 |
- для кладки из полнотелого кирпича; керамических камней; бетонных камней или камней из легких пород |
8-12 |
Пк3 |
- для заливки пустот в кладке и подачи растворонасосом |
13-14 |
Пк4 |
- для устройства постели при монтаже стен из крупных бетонных блоков и панелей; расшивок горизонтальных и вертикальных швов в стенах из панелей и крупных бетонных блоков |
5-7 |
Пк2 |
Б Облицовочные: |
|
|
- для крепления плит из природного камня и керамической плитки по готовой кирпичной стене |
6-8 |
Пк2 |
- для крепления облицовочных изделий легкобетонных панелей и блоков в заводских условиях |
|
|
В Штукатурные: |
|
|
раствор для грунта |
7-8 |
Пк2 |
раствор для набрызга: |
|
|
при ручном нанесении |
8-12 |
Пк3 |
при механизированном способе нанесения |
9-14 |
Пк4 |
раствор для накрывки: |
|
|
без применения гипса |
7-8 |
Пк2 |
с применением гипса |
9-12 |
Пк3 |
В поименованном ГОСТ имеется ссылка на ГОСТ 5802-86 "Растворы строительные. Методы испытаний".
В п. 2.5.1. ГОСТ 5802-86 установлено, что глубину погружения конуса оценивают по результатам двух испытаний на разных пробах растворной смеси одного замеса как среднее арифметическое значение из них и округляют.
Из указанного следует, что значение глубины погружения конуса выражается в виде конкретного числа, в связи с чем, довод Заказчика о том, что конкретное значение глубины погружения конуса выражается в виде интервала, признается Комиссией как несостоятельный.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчик, установив требования к товару таким образом, в совокупности с положениями инструкции по заполнению заявок, ввел участников закупки в заблуждение и необъективно описал объект закупки по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, в связи с чем, нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В заявке подателя жалобы по данному пункту указано: соответствует ГОСТ 28013-98, глубина погружения конуса 9 см.
Комиссия отмечает, что исходя из инструкции по заполнению заявок и из того, каким образом Заказчиком установлены требования к наименованию характеристики товара и значению данного показателя товара, и, исходя из того, что указано подателем жалобы в заявке, в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В п. 11 Технического задания Заказчик установил следующие требования к бетону: соответствие ГОСТ 26633-2012, содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях: -сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 не более 1,5 % массы для крупного заполнителя и 1,0 % массы - для мелкого заполнителя.
В п. 3.5.2.7 ГОСТ 26633-2012 установлено, что допустимое содержание в заполнителях пород и минералов, отнесенных к вредным примесям, не должно превышать значений, приведенных в таблице 4:
Наименование вредных примесей |
Допустимое содержание |
Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.), и сульфаты (гипс, ангидрит и др.), в пересчете на : |
|
- для крупного заполнителя |
1,5% массы |
- для мелкого заполнителя |
1,0% массы |
Участником закупки в заявке указан данный пункт следующим образом: соответствует ГОСТ 26633-2012, содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях: -сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 0,5 % массы для крупного заполнителя и 0,5 % массы - для мелкого заполнителя.
Комиссия отмечает, что исходя из того, каким образом Заказчик установил требования к содержанию примесей в товаре, возможно два прочтения указанного требования к товару:
1) (не более 1,5 % массы для крупного заполнителя) и (1,0 % массы - для мелкого заполнителя),
2) (не более 1,5 % массы для крупного заполнителя) и (не более 1,0 % массы - для мелкого заполнителя).
Представитель Аукционной комиссии пояснила, что основанием для отказа послужило то, что участник закупки указал значение 0,5 % массы - для мелкого заполнителя, которое не соответствует требованиям аукционной документации, т.е. данное требование было прочитано членами Аукционной комиссии в первом варианте.
В свою очередь, Заказчик в письменных пояснениях указал, что "не более" в данном случае относится как к значению показателя для крупного заполнителя, так и к значению показателя для мелкого заполнителя.
Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика, установившего требование указанным выше образом, имеется нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, поскольку такая формулировка ввела участников закупки в заблуждение.
Кроме того, Комиссия отмечает, что содержащаяся в аукционной документации инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не содержит указаний относительно того, каким образом участники закупки должны указывать значение поименованных выше показателей товара, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
При указанных выше обстоятельствах, поскольку спорное требование имеет двоякое толкование, в действиях Аукционной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В п. 15 Заказчиком, в том числе, установлено: линейное расширение через 3 суток с момента изготовления образцов должно быть не менее 0,05% и не более 2%.
В требованиях аукционной документации Заказчиком не установлено то, что цемент должен соответствовать определенному ГОСТ, однако, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что требования к товару установлены в ГОСТ 11052-74 "Цемент гипсоглиноземистый расширяющийся", согласно которому значение показателя "линейное расширение" выражается в виде интервала.
Согласно п. 3.3.6 ГОСТ 11052-74, линейное расширение образца (А) в процентах вычисляют по формуле:
где l1- первоначальный отсчет, произведенный при измерении свежеизготовленного образца, мм;
l2 - отсчет длины при последующих измерениях образца, мм. За величину линейного расширения цемента принимают среднее арифметическое значение величин линейного расширения трех образцов. Расхождение между результатами трех определений не должно превышать 15%.
Из указанного следует, что значение показателя "линейное расширение" выражается конкретным числом.
Комиссия отмечает, что Заказчик, установив таким образом требование к значению показателя "линейное расширение", ввел участников закупки в заблуждение и, как следствие, нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Податель жалобы по данному пункту указал следующее: линейное расширение через 3 суток с момента изготовления образцов 0,3%.
Комиссия отмечает, что исходя из того, каким образом Заказчиком установлены требования к наименованию характеристики товара и значению данного показателя товара, и, исходя из того, что указано подателем жалобы в заявке, в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лайк-строй" на действия Единой комиссии N 2 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на выполнение текущего ремонта помещений отделения стационара и поликлиники в ГБУЗ ПК "ПКДКБ" (изв. N 0356200001115000160) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2015