Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СтройНефтеГазКонсалтинг" (далее - Заявитель) на действия Котировочной комиссии МКУ "Дирекция единого заказчика" (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на выполнение функций строительного контроля (изв N 0356300003515000015),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300003515000015 МКУ "Дирекция единого заказчика" (далее - Заказчик) проводился запрос котировок на выполнение функций строительного контроля.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Котировочной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок заявка ООО "Статус" признана соответствующей требованиям и условиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. ООО "Статус" признано победителем запроса котировок.
Заявитель полагает, что, поскольку в представленном в составе заявки ООО "Статус" свидетельстве СРО отсутствовал п. 32.6, Котировочная комиссия незаконного признана данного участника закупки победителем запроса котировок.
Оценив представленные документы в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия находит доводы подателя жалобы обоснованными.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.73 Закона о закупках, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о требованиях, предъявляемых к участникам запроса котировок.
Таким образом, в случае, если объект закупки относится к видам деятельности, для которых необходимы специальные разрешительные документы, в данном случае свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, по перечню определенному Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - свидетельство СРО), Заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии.
При этом, в состав заявки (ч.3 ст.73 Закона о закупках) какие-либо разрешительные документы не включены. Согласно ч.4 ст.73 Закона о закупках, требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Поскольку Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок установлено императивное требование о наличии в составе заявки свидетельства СРО с допусками 31.1, 32.4, 32.5, 32.6, 32.7, Заказчиком нарушено положение ч.4 ст.73 Закона о закупках.
Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена (ч.6 ст.78 Закона о закупках).
В соответствии с ч.7 ст.78 Закона о закупках Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Комиссией установлено, что в составе заявки ООО "Статус" представлено свидетельство СРО, выданное НП "СтройГарант", в котором отсутствует допуск 32.6.
При указанных обстоятельствах, поскольку заявка ООО "Статус" была признана соответствующей условиям и требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, тогда как заявка победителя не соответствовала таким требованиям, Котировочной комиссией нарушены нормы, содержащиеся в ч.6 и ч.7 ст.78 Закона о закупках.
Как указано выше, Заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование о предоставлении в составе заявки разрешительных документов.
Вместе с тем, Котировочная комиссия проверяет соответствие участников закупки требованиям, указанным в п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках (ч.8 ст.31 Закона о закупках). При этом, согласно ч.9 ст.31 Закона о закупках, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, Котировочная комиссия и Заказчик вправе проверять фактическое наличие, в данном случае, свидетельства СРО иными способами, в том числе, путем направления запросов, изучения реестров свидетельств СРО и т.д.при заключении контракта
В случае, если Котировочная комиссия или Заказчик выявят несоответствие участника запроса котировок требованию о наличии свидетельства СРО, такой участник должен быть отстранен от участия в запросе котировок.
В рассматриваемом случае, не смотря на то, что участник не соответствует требованиям, обозначенным в извещении о проведении запроса котировок, его заявка, как указано выше, признана соответствующей. Более того, с ООО "Статус" Заказчиком 16.09.2015 г. заключен контракт.
В соответствии с ч.13 ст.78 Закона о закупках, контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Согласно ст.191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Поскольку поименованный выше протокол размещен в сети Интернет 09.09.2015 г., с учетом норм ГК РФ, Закона о закупках, контракт мог быть заключен не ранее 17.09.2015 г.
При указанных выше обстоятельствах Заказчиком нарушена ч.13 ст.78 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что позиция представителя Заказчика и Котировочной комиссии основана не неверном толковании норм действующего законодательства.
Более того, своими действиями Котировочная комиссия нарушила права и законные интересы подателя жалобы, чье предложение о цене контракта было лучшим после победителя. Вместе с тем, как указано выше, на момент рассмотрения жалобы контракт с ООО "Статус" заключен.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройНефтеГазКонсалтинг" на действия Котировочной комиссии МКУ "Дирекция единого заказчика" при проведении запроса котировок на выполнение функций строительного контроля (извещение N 0356300003515000015) обоснованной.
2. Признать в действиях Котировочной комиссии МКУ "Дирекция единого заказчика" нарушение ч.6 и ч.7 ст.78 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях МКУ "Дирекция единого заказчика" нарушение ч.4 ст.73 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Признать в действиях МКУ "Дирекция единого заказчика" нарушение ч.13 ст.78 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
5. Предписание не выдавать, поскольку заключен контракт.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, членов Котировочной комиссии к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2015