Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ЗАО "Кединская ПМК N 4" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии, Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по: - Ремонту автомобильной дороги "Подъезд к г. Оса N2"; - Ремонту асфальтобетонного покрытия по ул. Злыгостева, участок от дорожного знака г. Оса до ул. Пугачева (извещение N 0356300011015000042),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300011015000042 Заказчиком проводился электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по: - Ремонту автомобильной дороги "Подъезд к г. Оса N2"; - Ремонту асфальтобетонного покрытия по ул. Злыгостева, участок от дорожного знака г. Оса до ул. Пугачева.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о закупках, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 07.09.2015 г.
Поскольку жалоба подана в Пермское УФАС России 18.09.2015 г., т.е. за пределами срока, обозначенного в ч. 4 ст. 105 Закона о закупках сроков, доводы Заявителя в части нарушений, допущенных Заказчиком при формировании документации о закупке, не подлежат рассмотрению.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 08.09.2015 г., подателю жалобы отказано в допуске к участию в закупке ввиду представления недостоверной информации о поставляемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах установленным Приложением N1 к Техническому заданию "Ведомость используемых товаров и оборудования" аукционной документации, а также ввиду непредставления информации, обязательной к представлению в составе первых частей заявок на участие в аукционе.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в Разделе 8 документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Требования к материалам, используемым при выполнении работ, установлены в Приложении N 1 к Главе 5 "Техническое задание" документации о закупке.
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении N1 к Техническому заданию "Ведомость используемых товаров и оборудования".
В ходе анализа заявки подателя жалобы установлено следующее.
В п.4 заявки указано, в том числе, следующее: Бетон тяжелый В15 марка бетона по водонепроницаемости W6, при этом указан класс водонепроницаемости бетона - высокий.
Аналогично в п.5 заявки. В п.6 заявки указано, что класс водонепроницаемости бетона - высокий, марка бетона по водонепроницаемости W10.
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 25192-2012 (п.2.12), требование о соответствии физико-механических показателей бетона которому обозначено в документации о закупке, по водонепроницаемости бетоны подразделяют на бетоны:- низкой водонепроницаемости (марки по водонепроницаемости менее W4);
- средней водонепроницаемости (марки по водонепроницаемости от W4 до W12);
- высокой водонепроницаемости (марки по водонепроницаемости более W12).
При указанных обстоятельствах в заявке подателя жалобы, указавшего класс бетона - высокий, при этом, указавшего, что марка бетона по водонепроницаемости W6, W10 имеются недостоверные сведения.
Нашло свое подтверждение и основание для отказа в допуске к участию в закупке в связи с отсутствием в заявке сведений о болтах с гайками и шайбами оцинкованные(5мкм), 12 мм. и сведений о классе защиты IP дорожных знаков.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
При указанных выше обстоятельствах, в действиях Аукционной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к бетону тяжелому: высокой или средней водонепроницаемости, марка бетона по водонепроницаемости должна быть не ниже W6. Однако, исходя из требований приведенного выше ГОСТ, у бетона средней водонепроницаемости марка по водонепроницаемости от W4 до W12, то есть она может быть и W4, тогда как Заказчиком указано не ниже W6.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке подателю жалобы отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе, ввиду предоставления в п.9 заявки недостоверной информации о стране происхождения круга отрезной BOSCH Expert for Stone manufacturer Germany 230 Х 3,0 Х 22 по камню (manufacturer Germany переводится как производитель Германия, а в заявке наименование страны происхождения товара, наименование производителя: ООО "САТ" РФ, г. Челябинск, ул. Строителей,25.
Вместе с тем, такое обоснование нельзя признать надлежащим по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
В п.9 Приложении N1 к Техническому заданию "Ведомость используемых товаров и оборудования" аукционной документации Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к материалу, используемому при выполнении работ: круг отрезной BOSCH Expert for Stone manufacturer Germany 230 Х 3,0 Х 22 по камню или эквивалент круг отрезной по камню.
В заявке к использованию предлагается круг отрезной BOSCH Expert for Stone manufacturer Germany 230 Х 3,0 Х 22 по камню или эквивалент круг отрезной по камню, т.е. в заявке отсутствует указание на товар, который будет использоваться при выполнении работ.
При таких обстоятельствах Аукционной комиссией нарушено положение п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках.
Требования к составу второй части заявки установлены в п.2 Раздела 8 документации о закупке. Требование о наличии свидетельства СРО отсутствует.
Виды работ, которые необходимо выполнить потенциальному победителю, установлены в Главе 5 Техническое задание документации о закупке. Так, в частности, предполагается разметка проезжей части.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
18.09.2015 г. Пермским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "ПермГеоТранс" на действии Заказчика при проведении данной закупки.
В целях принятия объективного решения по жалобе ООО "ПермГеоТранс" Пермским УФАС России в адрес НП "Строители Урала" был направлен запрос (исх. N 11768-15) с просьбой пояснить необходимо ли для выполнения работ, указанных в Техническом задании, свидетельство о допуске к определенным видам или виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года N 624, в частности, наличие п. 25.8 - Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
В представленном ответе (вх. N 014263-15 от 18.09.2015 г.) указано следующее:
"В соответствии с ч. 2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.(ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ).
Учитывая изложенное, по мнению Саморегулируемой организации Союза "Строители Урала", для самостоятельного выполнения работ, входящих в раздел II Перечня видов работ, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, и указанных в Техническом задании необходимо свидетельство о допуске на некоторые виды работ группы "25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов", в том числе и на вид "25.8 "Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог". В случае выполнения работ с привлечением других лиц требуется наличие свидетельства о допуске на группу видов работ "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) и вида работ "33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик, не установив требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства СРО, нарушил положение, закрепленное в п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с требованиями Главы 5 Техническое задание документации о закупке, в процессе приемки комиссией проверяется соответствие выполненных Работ проектной документации, условиям Контракта, требованиям строительных норм и правил и иных нормативных правовых актов. Аналогичное положение содержится в Приложении 1 к муниципальному контракту.
Согласно п.6.4 проекта муниципального контракта Заказчик, получивший сообщение Подрядчика, в срок не позднее 10 (Десяти) календарных дней организует приемку результата выполненных Работ приемочной комиссией. В процессе приемки комиссией проверяется соответствие выполненных Работ проектной документации, условиям Контракта, требованиям строительных норм и правил и иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем, проектная документация в составе аукционной документации отсутствует.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что аукционная документация содержит дату начала предоставления разъяснений - 21.08.2015 г., однако, дата окончания предосталвения разъяснений не установлена, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Указание на то, что дата окончания не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, не является соблюдением требований Закона о закупках.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.10 ч.1 ст.31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией
Вместе с тем, данное требование в документации о закупке не установлено. Таким образом, Заказчиком нарушено положение ч. 3 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Куединская ПМК N 4" на действия Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по: - Ремонту автомобильной дороги "Подъезд к г. Оса N2"; - Ремонту асфальтобетонного покрытия по ул. Злыгостева, участок от дорожного знака г. Оса до ул. Пугачева (извещение N 0356300011015000042) не подлежащей рассмотрению в соответствии с ч.4 ст.105 Закона о закупках.
2. Признать жалобу ЗАО "Куединская ПМК N 4" на действия Аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по: - Ремонту автомобильной дороги "Подъезд к г. Оса N2"; - Ремонту асфальтобетонного покрытия по ул. Злыгостева, участок от дорожного знака г. Оса до ул. Пугачева (извещение N 0356300011015000042) необоснованной.
3.Признать в действиях Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
4. Признать в действиях Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
5. Признать в действиях Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района нарушение ч.3 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
4. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
5.Признать в действиях Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
6. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "ПермГеоТранс" (вх. N 013756-15 от 09.09.2015 г.).
7. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Управления развития инфраструктуры администрации Осинского района, членов Аукционной комиссии к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2015