Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Аксиома" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), ГБУЗ ПК "Верещагинская ЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку детского питания (извещение N 0156200009915000302),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009915000302 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку детского питания.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1, п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как указано выше, предметом закупки является поставка детского питания.
Так, в частности, в Техническом задании (Глава 5) аукционной документации установлены следующие требования: Наименование товара: сухая адаптированная детская молочная смесь для питания детей в возрасте с рождения до 5 месяцев, при недостатке или отсутствии грудного молока (п.1), сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания недоношенных и маловесных детей с рождения до 5 месяцев (п.2), сухая адаптированная детская молочная смесь для питания детей в возрасте от 6 до 7 месяцев, при недостатке или отсутствии грудного молока (п.3), сухая быстрорастворимая молочная каша, не требующая варки для питания детей в возрасте от 8 месяцев до 2 лет (п.4), сухая быстрорастворимая безмолочная каша, не требующая варки для питания детей в возрасте 8 месяцев до 2 лет (п.5), сухая быстрорастворимая молочная каша, не требующая варки для детей в возрасте от 2 лет до 3 лет (п.6).
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе, в данной ситуации, и к его составу.
Комиссия, не оспаривая возможность Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает следующее.
Обращение на территории Российской Федерации сухих адаптированных молочных смесей регламентируется Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299 (далее - Решение Комиссии Таможенного Союза), Федеральным законом от 12.06.2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Закон N 88), Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" ТР ТС 033/2013 (далее - Технический регламент).
Согласно ч.5 ст. ст.14 Закона N 88, под адаптированной молочной смесью (заменителем женского молока) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные в жидкой или порошкообразной форме на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных и максимально приближенные по химическому составу к женскому молоку в целях удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в необходимых веществах и энергии.
В соответствии с ч.8 ст.14 поименованного Закона, под продуктами детского питания моментального приготовления для детей раннего возраста понимаются сухие продукты детского питания для детей раннего возраста, восстанавливаемые до готовности в домашних условиях путем разведения питьевой водой, молоком, адаптированной молочной смесью или соком, температура которых не должна быть ниже 30 градусов Цельсия. Не допускается применение понятия "инстантный продукт".
Под молочными кашами, готовыми к употреблению, и сухими молочными кашами (восстанавливаемыми до готовности в домашних условиях путем разведения питьевой водой) понимаются продукты детского питания для детей раннего возраста, произведенные из различных видов круп и (или) муки, из молока, и (или) молочных продуктов, и (или) молокосодержащих продуктов с добавлением немолочных компонентов или без их добавления, с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового к употреблению продукта не менее чем 15 процентов (ч.11 ст.14 Закона N 88).
Заявитель указывает на то, что, поскольку в соответствии с Законом N 88, Техническом регламентом возрастные диапазоны определены следующим образом: сухая адаптированная молочная смесь для детей от 0 до 6 месяцев жизни, сухая адаптированная молочная смесь для детей от 6 до 12 месяцев, молочные каши, готовые к употреблению, молочные каши (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены нормы Закона о закупках.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, с учетом пояснений сторон, с учетом истребованных дополнительно пояснений Заказчика (вх. N 014814-15 от 29.09.2015 г.), Комиссия находит доводы подателя жалобы обоснованными в части.
Так, согласно Закону N 88 (Приложение N 13) адаптированные молочные смеси подразделяются по следующим возрастным категориям: от рождения до 6 месяцев (от 0 до 6 месяцев согласно Техническому регламенту), старше шести месяцев, от рождения до 12 месяцев (от 0 до 12 месяцев согласно Техническому регламенту), молочные каши сухие для питания детей раннего возраста от 0 до 3 лет.
Доводы Заявителя в части того, что в поименованных выше нормативно-правовых актах есть указание на возрастной диапазон от 6 до 12 месяцев, подтверждения не нашел.
Иные доводы признаются обоснованными, и, как следствие, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
При этом Комиссия отмечает, что речь идет не о соответствии или несоответствии характеристик объекта закупки - показателей (например, белок, жиры и т.д.), установленных Заказчиком, требованиям, в частности Закона N 88, а о несоответствии диапазона возрастного показателя, установленным в приведенных выше нормативно-правовых актах.
В материалы дела, как указано выше, представлены письменные пояснения Заказчика, в которых, в частности, указано, что требования Технического задания были сформированы на основании Приказа Министерства здравоохранения Пермского края N СЭД 34-01-06-24 от 28.01.2015 г. "Об утверждении порядка обеспечения полноценного питания (молочными продуктами) детей в возрасте до 3 лет" (далее - Приказ). Из пояснений также следует, что смесь, например, от 0 до 6 месяцев, удовлетворит потребности Заказчика.
Действительно, в данном приказе приведена возрастная градация, указанная в документации о закупке, например, дети от 0 до 5 месяцев.
Вместе с тем, данный приказ выделяет возрастные группы детей исключительно в целях определения норм обеспечения детским питанием, не определяя при этом химический состав и иные показатели.
Таким образом, в рассматриваемом случае имеет место необъективное описание объекта закупки, поскольку фактически смеси от 0 до 6 месяцев удовлетворяют потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Согласно требованиям аукционной документации, описание объекта закупки указано в Главе 5 "Техническое задание".
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели товара, указание на которые содержится в документации о закупке, а также указать именно тот возрастной диапазон, который указан в документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в закупке от 24.09.2015 г. заявка N 3 (ООО "Аксиома", которое, не смотря на имеющиеся нарушения, реализовало право на подачу заявки) признана соответствующей требованиям аукционной документации.
В заявке указано следующее: сухая адаптированная детская молочная смесь для питания детей в возрасте с рождения до 6 месяцев, при недостатке или отсутствии грудного молока (п.1), сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания недоношенных и маловесных детей с первых дней жизни (п.2), сухая адаптированная детская молочная смесь для питания детей в возрасте от 6 до 12 месяцев, при недостатке или отсутствии грудного молока (п.3), сухая быстрорастворимая молочная каша 3 злака с абрикосом, не требующая варки для питания детей в возрасте от 6 месяцев (п.4), сухая быстрорастворимая кукурузная безмолочная каша, не требующая варки для питания детей в возрасте 5 месяцев (п.5), сухая быстрорастворимая рисово-кукурузная с бананом молочная каша, не требующая варки для детей в возрасте от 6 месяцев (п.6).
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что показатели товаров, указанные в заявке (например, углеводы, белки и т.д.) соответствуют требованиям, обозначенным в аукционной документации. Вместе с тем, наименование товаров, содержащее диапазонные возрастные показатели, не соответствует требованиям, установленным в документации о закупке.
При указанных обстоятельствах в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение ч.1 и ч.3 ст.67 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что жалоба была направлена посредством электронной почты в последний день срока окончания подачи заявок, заявка ООО "Аксиома" была признана соответствующей требованиям аукционной документации, однако, участие в аукционе податель жалобы не принял (протокол проведения аукциона от 28.09.2015 г.).
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аксиома" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, ГБУЗ ПК "Верещагинская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку детского питания (извещение N 0156200009915000302) обоснованной в части не верного указания наименования товара, за исключением указания на возрастной диапазон от 6 до 12 месяцев.
2. Признать в действиях Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, ГБУЗ ПК "Верещагинская ЦРБ" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Единой комиссии выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований ч.1 и ч.3 ст.67 Закона о закупках.
4. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не привели к нарушению прав и законных интересов подателя жалобы и не повлияли на результат закупки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа, членов Единой комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2015