Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Росгосстрах" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии администрации Суксунского муниципального района (далее - Конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств администрации Суксунского муниципального района (извещение N 0156300057215000026),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300057215000026 администрацией Суксунского муниципального района (далее - Заказчик) проводился открытый конкурс на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Администрации Суксунского муниципального района.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке от 14.09.2015 г., заявки САО "ВСК", ООО "Росгосстрах" признаны соответствующими требованиям конкурсной документации. САО "ВСК" (цена контракта - 32 601,80 руб.) признано победителем открытого конкурса, заявке ООО "Росгосттрах" (цена контракта - 41 221,63 руб.) присвоен второй номер.
Согласно п. 4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации (ч.2 ст.53 Закона о закупках).
Согласно ч.3 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с п.25 Раздела 3 конкурсной документации участник размещения заказа подает заявку на участие в открытом конкурсе в письменной форме, в запечатанном конверте. Заявка должна содержать опись представленных документов с указанием количества листов.
Согласно п.2 ч.2 ст. 51 Закона о закупках, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна быть подготовлена по форме, представленной в РАЗДЕЛЕ VI. настоящей конкурсной документации (ФОРМА 2.) Заявка должна содержать ценовое предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки; в случаях, предусмотренных конкурсной документацией копии документов, подтверждающих соответствие услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанной услуге); документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1). Обоснование производится по правилам, определенным ст.22 Закона о закупках.
Согласно документации о закупке начальная (максимальная) цена контракта - 41 221,63 руб.
При этом указано, что цена сформирована с учетом Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
- правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263;
- страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структурой и порядком применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739;
- постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии" (в редакции Постановлений Правительства РФ 21.06.2007 N390, от 29.02.2008г. N130, от 10.03.2009 N 225, от 13.07.2011 N574) и формируется исходя из размеров страховых премий, определенных в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.06.2007 N 390, от 29.02.2008 N 130, от 10.03.2009 N 225, от 13.07.2011 N 574).
В документации о закупке приведен перечень и краткие характеристики страхуемых автотранспортных средств. При этом указано, что в соответствии с п.35 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сведения по классу ТС страховщиком предоставляются по окончании действия договора или при его досрочном прекращении. Таким образом, для всех транспортных средств расчет производить по 3 классу. В ходе исполнения контракта класс будет меняться.
Заказчиком приведен расчет страховой премии с указанием автотранспортных средств, года выпуска, мощности и коэффициентов, в том числе, коэффициентов КБМ (коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования), также указано, что в соответствии с п.35 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сведения по классу ТС страховщиком предоставляются по окончании действия договора или при его досрочном прекращении. Таким образом, для всех транспортных средств расчет производить по 3 классу. В ходе исполнения контракта класс будет меняться. Согласно указанному расчету начальная (максимальная) цена контракта- 41 221,63 руб.
Согласно требованиям конкурсной документации, срок рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией не может превышать 20 (двадцать) дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками. Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Федерального закона 44-ФЗ, и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 N44-ФЗ, комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Как указано выше, цена, предложенная САО "ВСК" составила 32 601,80 руб.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее Закон N 40-ФЗ) договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным Законом, и является публичным.
В силу ст.5 Закона N 40-ФЗ порядок реализации определенных данным Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.
По обязательному страхованию осуществляется регулирование страховых тарифов посредством установления Банком России в соответствии с указанным Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии (ст. 8 Закона N 40-ФЗ).
Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У утверждены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2014 N 34187).
Согласно Указанию Банка России N 3384-У (приложение 4 Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования) размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением 1 к данному Указанию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 года N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" установлено, что в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования, в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Таким образом, при проведении конкурса на право заключения договоров по страхованию ОСАГО заказчик обязан указать в конкурсной документации максимальное значение цены контракта и формулу определения начальной (максимальной) цены контракта.
В документации о закупке Заказчиком указано, что в силу того, что размер страховой премии и страховые тарифы регулируются правительством РФ, параметр "Цена" для конкурсных заявок принимается равным для всех участников. Ограничение - цена заявки не должна быть выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации.
В ходе рассмотрения жалобы представитель САО "ВСК" пояснил, что цена была снижена в связи с изменением коэффициентов КБМ, так как данная информация была взята не из документации о закупке, а с сайта РСА, поскольку Заказчиком были указаны идентификационные номера автотранспортных средств.
Вместе с тем, именно за счет использования ненадлежащих и не соответствующих конкурсной документации коэффициентов КБМ (заниженных коэффициентов) ценовое предложение по размеру страховой премии в конкурсной заявке САО "ВСК" было меньше максимально возможного для указанных транспортных средств. Данные обстоятельства подтверждаются материалами жалобы.
При указанных обстоятельствах, поскольку конкурсная заявка не соответствовала требованиям, установленным в документации об открытом конкурсе, подлежала отклонению, в действиях Конкурсной комиссии имеется нарушение требований ч.2 и ч.3 ст.53 Закона о закупках.
Как установлено в ходе рассмотрения жалобы 25.09.2015 г. Заказчиком с САО "ВСК" заключен контракт.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Росгосстрах" на действия Конкурсной комиссии администрации Суксунского муниципального района при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств администрации Суксунского муниципального района (извещение N 0156300057215000026) обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии администрации Суксунского муниципального района нарушение требований ч. 2 ст. 53 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии администрации Суксунского муниципального района нарушение требований ч. 3 ст. 53 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Предписание не выдавать, поскольку заключен контракт.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении членов Конкурсной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2015