Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Строй Гигант" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство улично-дорожной сети и водопроводов микрорайонов Южный, Саранинский, улиц с.Юрла Юрлинского района, Пермского края" в части строительства водопроводов микрорайонов Южный, Саранинский, улиц с.Юрла Юрлинского района, Пермского края (извещение N 0156300011915000010),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300011915000010 администрацией Юрлинского муниципального района (далее - Заказчик) проводился аукцион в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Строительство улично-дорожной сети и водопроводов микрорайонов Южный, Саранинский, улиц с.Юрла Юрлинского района, Пермского края" в части строительства водопроводов микрорайонов Южный, Саранинский, улиц с.Юрла Юрлинского района, Пермского края. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 860 720,00 руб.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.09.2015г. ООО "Строй Гигант" (порядковый номер заявки - 9) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине того, что заявка участника не соответствует требованиям ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе и условиям документации об электронном аукционе, а именно "Недостоверность в составе заявки. Основание для отклонения заявки - пп.2 п.3 раздела 12 Информационной карты - представление недостоверной информации о выполняемых работах, используемых товарах в п.п. 12, 13, 14, 16, 17, 19, 61 технического задания/заявки участника.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчику необходимо использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к материалам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в приложении 1 к техническому заданию аукционной документации.
В соответствии с пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В п.1 раздела 8 аукционной документации Заказчиком установлены аналогичные требования.
В п.п. 12, 13, 14, 16, 17, 19 Заказчиком установлены требования к трубам ПЭ, в том числе:
"П.12 Труба ПЭ 100 SDR 17 32х2,0 питьевая: Труба ПЭ 100 SDR 17 32х2,0 для прокладки водопровода; ГОСТ 18599-2001. Отклонение по наружному диаметру,- не более +0,3 мм; толщина стенки, мм - 2,0.
П.13 Труба ПЭ 100 SDR 17 63х3,8 питьевая: Труба ПЭ 100 SDR 17 63х3,8 для прокладки водопровода; ГОСТ 18599-2001. Отклонение по наружному диаметру,- не более +0,6 мм; толщина стенки, мм - 3,8.
П.14 Труба ПЭ 100 SDR 17 75х4,5 питьевая: Труба ПЭ 100 SDR 17 75х4,5 для прокладки водопровода; ГОСТ 18599-2001. Отклонение по наружному диаметру,- не более +0,7 мм; толщина стенки, мм - 4,5.
П.16 Труба ПЭ 100 SDR 17 160х9,5 питьевая: Труба ПЭ 100 SDR 17 160х9,5 для прокладки водопровода; ГОСТ 18599-2001. Отклонение по наружному диаметру, - не более +1,5 мм; толщина стенки, мм - 9,5.
П.17 Труба ПЭ 100 SDR 17 315х18,7 техническая: Труба ПЭ 100 SDR 17 315х18,7 техническая для прокладки водовода и устройства футляров; ГОСТ 18599-2001. Отклонение по наружному диаметру, - не более +2,9 мм; толщина стенки, мм - 18,7.
П.19 Труба ПЭ 100 SDR 17 400х23,7 техническая: Труба ПЭ 100 SDR 17 400х23,7 техническая для прокладки водовода и устройства футляров; ГОСТ 18599-2001. Отклонение по наружному диаметру, мм - не более +3,6 мм; толщина стенки, мм - 23,7мм".
В соответствии с таблицей 2 ГОСТ 18599-2001 установлены предельные отклонения среднего наружного диаметра для труб, изготовленных из полиэтилена ПЭ 100 в зависимости от номинального наружного диаметра, в частности:
Номинальный наружный диаметр |
Предельное отклонение среднего наружного диаметра |
32 мм |
+0,3 мм |
63 мм |
+0,4(+0,6) мм |
75 мм |
+0,5(+0,7) мм |
160 мм |
+1,0(+1,5) мм |
315 мм |
+1,9(+2,9) мм |
400 мм |
+2,4(+3,6) мм |
Согласно п.4.1 ГОСТ, допускается изготовлять трубы с предельными отклонениями, указанными в скобках.
При этом, такой показатель как отклонение по наружному диаметру упомянутым ГОСТом не предусмотрен.
Комиссия, изучив заявку подателя жалобы, установила, что участником предложены к использованию трубы ПЭ 100 соответствующих диаметров, по каждому спорному пункту указано, что отклонение по наружному диаметру: 0мм для всех труб.
Поскольку рассматриваемый показатель не предусмотрен требованиями установленного ГОСТ, то участник закупки должен предоставить сведения, соответствующие установленным в техническом задании, в связи с чем заявка ООО "Строй Гигант" соответствует требованиям аукционной документации.
Согласно ч.1 ст.67 Закона о закупках, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В ч.4 ст.64 Закона о закупках установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Исходя из изложенного, Аукционной комиссией нарушены требования ч.5 ст.67 Закона о закупках.
16.09.2015г. на официальном сайте закупок Заказчиком опубликованы разъяснения положений аукционной документации, в том числе по требованиям к трубам ПЭ, о том что, участник закупки может указать наименование показателя как "Отклонение по наружному диаметру" или как по ГОСТУ "Предельное отклонение среднего наружного диаметра", это не будет ошибкой. При этом, отклонения, указанные в наименовании показателя в соответствии с ГОСТ не подлежат уточнению в заявке и указываются в точном соответствии с документацией".
Таким образом, исходя из совокупности текста технического задания и предоставленных разъяснений Заказчика, можно сделать вывод, что по спорному пункту Заказчиком предусмотрена возможность участников закупки предоставить сведения о предельном отклонении среднего наружного диаметра, который регламентирован ГОСТ 18599-2001.
Вместе с тем, согласно упомянутому ГОСТ данный показатель имеет конкретное неизменное значение, однако Заказчик устанавливает для показателя максимальное допустимое значение показателя, то есть подразумевает, что значение показателя может изменяться, что противоречит требованиям ГОСТа.
Кроме того, рассматривая требования технического задания и разъяснения положений аукционной документации, участнику закупки не предоставляется возможным установить какой именно показатель будет соответствовать потребности Заказчика.
Исходя из совокупности вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В п.61 технического задания установлены требования к Люку Т (С250)-В.1-60, а именно:
"ГОСТ 3634-99. Тяжелый люк общего назначения; для сетей водопровода или бытовой и производственной канализации; нагрузка номинальная, кН - не более 250; полное открытие люка - не менее 550 мм; высота рельефа верхней поверхности крышки люка - от 2 до 8 мм; корпус и крышка люка должны быть изготовлены из серого чугуна марки выше СЧ20 по ГОСТ 1412".
В заявке ООО "Строй Гигант" в данном пункте предложен к использованию Люк Т (С250)-В.1-60 со следующими значениями требуемых показателей:
"ГОСТ 3634-99. Тяжелый люк общего назначения; для бытовой и производственной канализации; нагрузка номинальная, кН - 250; полное открытие люка - 550 мм; высота рельефа верхней поверхности крышки люка - 6 мм; корпус и крышка люка изготовлены из серого чугуна марки СЧ25 по ГОСТ 1412".
Согласно п.4.5 ГОСТ 3634-99, условное обозначение люка должно состоять из слова "Люк", его типа, исполнения или нескольких исполнений, габаритных размеров лаза в сантиметрах..
Дополнительно в условное обозначение люка вводится обозначение инженерных сетей, для которых предназначен люк: В - водопровод; Г - пожарный гидрант; К - бытовая и производственная канализация; Д - дождевая канализация, ТС - тепловая сеть, ГС - газовая сеть, ГКС - городская кабельная сеть (в том числе ГТС - по согласованию с заказчиком).
Таким образом, исходя из расшифровки условного обозначения, предусмотренной ГОСТом, люк, требуемый Заказчиком используется для водопроводных сетей с диаметром лаза 60см. Согласно определению, приведенному в рассматриваемом ГОСТ, полное открытие люка - диаметр круга, который может быть вписан в проем корпуса люка или дождеприемника. Таким образом, полное открытие люка для товара, используемого в данном случае, составляет 60см.
Комиссия приходит к выводу, что подателем жалобы предоставлены сведения о материале, предлагаемом к использованию не соответствующие требованиям установленного ГОСТ.
Таким образом, в данном случае в действиях Аукционной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия установила, что люк Т (С250)-В.1-60, который отвечает потребности Заказчика имеет точные показатели по полному открытию люка, которые не могут изменятся, предназначен для одного определенного вида инженерных сетей. Однако в требованиях аукционной документации Заказчик устанавливает максимальные/минимальные значения упомянутых показателей и предлагает участнику возможность выбора инженерных сетей, для которых предназначен люк.
Таким образом, вышеизложенные требования аукционной документации противоречат требованиям ГОСТ 3634-99, установлены с целью ввести участников закупки в заблуждение, в связи с чем Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Указанные нарушения фактически привели к отказу в допуске подателю жалобы, а также участникам закупки с порядковыми номерами заявок 8, 10.
Помимо изложенного, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в закупке от 21.09.2015г., участнику закупки с порядковым номером заявки 7 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в том числе по причине предоставления недостоверной информации об используемом товаре, а именно:
П.66 "Бетон тяжелый" - "Модуль крупности песка 3,0
Частный остаток песка на сите, % по массе:
2,5 20
1,25 30
063 20
0315 30
016 20".
В п.66 технического задания установлены требования к бетону тяжелому, в том числе соответствие ГОСТ 26633-2012, мелкий заполнитель, природный песок или песок из отсевов дробления горных пород; полный остаток песка на сите N063, % по массе, не более 65; модуль крупности песка, от 1,5 до 3,0.
Согласно п. 3.5.2.2 ГОСТ 266-33-2012 в качестве мелких заполнителей для бетонов применяют в том числе природный песок или песок из отсевов дробления горных пород. При этом песок должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-93.
В п. 4.3.2 ГОСТ 8736-93 установлено, что каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности. В зависимости от модуля крупности, песок делится на группы, согласно табл.1 упомянутого ГОСТ:
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
Очень крупный |
Св. 3,5 |
Повышенной крупности |
" 3,0 до 3,5 |
Крупный |
" 2,5 " 3,0 |
Средний |
" 2,0 " 2,5 |
Мелкий |
" 1,5 " 2,0 |
Очень мелкий |
" 1,0 " 1,5 |
Тонкий |
" 0,7 " 1,0 |
Очень тонкий |
До 0,7 |
При этом, в п.4.3.3 ГОСТ 8736-93 установлено, что полный остаток песка на сите с сеткой N 063 должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2, а именно:
Группа песка |
Полный остаток на сите N 063 |
Очень крупный |
Св. 75 |
Повышенной крупности |
" 65 до 75 |
Крупный |
" 45 " 65 |
Средний |
" 30 " 45 |
Мелкий |
" 10 " 30 |
Очень мелкий |
До 10 |
Тонкий |
Не нормируется |
Очень тонкий |
" " |
Исходя из совокупности изложенного, следует, что в требованиях аукционной документации Заказчик устанавливает требования к модулю крупности песка, соответствующему группам песка от мелкого до крупного, а требование к полному остатку песка на сите с сеткой N 063 подразумевает, что потребности Заказчика отвечает также песок группы очень мелкий. Таким образом, Заказчиком установлены противоречивые требования к песку, в связи с чем Заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что данное нарушение привело к отказу в допуске участнику закупки с порядковым номером заявки 7.
Помимо этого, в ходе проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Протокол рассмотрения заявок на участие в закупке от 21.09.2015г. содержит в том числе решение трех из четверых присутствующих на заседании членов Аукционной комиссии о допуске к участию в электронном аукционе участника с порядковым номером заявки 7. Однако обоснование решения содержит основания для отказа в допуске к участию в закупке этого же участника.
Таким образом, Аукционной комиссией нарушен п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках.
Представитель Аукционной комиссии, присутствующий на рассмотрении жалобы признал факт нарушения.
Кроме того, согласно упомянутому протоколу к участию в электронном аукционе допущен единственный участник с порядковым номером заявки 6. Вместе с тем, изучив данную заявку, Комиссия установила, что участником не предоставлены сведения о стране происхождения товара (п.п. с 25 по 67 заявки). Таким образом, заявка не соответствует требованиям Аукционной документации.
Комиссия отмечает, что указанные действия Аукционной комиссии свидетельствуют о необъективном подходе к рассмотрению заявок, что недопустимо при осуществлении закупок для муниципальных нужд.
Согласно ч.1 ст.67 Закона о закупках, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.3 ст.67 Закона о закупках, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Исходя из изложенного, Аукционной комиссией нарушены требования ч.ч. 1,3 ст.67 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй Гигант" на действия Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство улично-дорожной сети и водопроводов микрорайонов Южный, Саранинский, улиц с.Юрла Юрлинского района, Пермского края" в части строительства водопроводов микрорайонов Южный, Саранинский, улиц с.Юрла Юрлинского района, Пермского края (извещение N 0156300011915000010), обоснованной в части отказа в допуске к участию в закупке по п.п. 12, 13, 14, 16, 17, 19 заявки.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение ч.5 ст.67 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения п.2 ч.6 ст.67, ч.ч. 1,3 ст.67 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
5. В целях устранения выявлены нарушений Закона о закупках Заказчику, Аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки выдать предписание.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении членов Аукционной комиссии, должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2015