Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее -Комиссия) в составе:
Председательствующий Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии:
- Важенина В.Р., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Михайлова М.Ю., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
в присутствии: представителя Администрации города Березники, Аукционной комиссии -Щепина А.А. (на основании доверенности), представителя Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа "Летающий лыжник" - Буторина Е.Б. (на основании приказа), Кемаева М.М.,
рассмотрев жалобу ИП Кемаева М.М. (далее - Заявитель) на действия Заказчика и Аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на поставку лыжного инвентаря (извещение N 0156300046615000358),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение N 0156300046615000358 о проведении аукциона в электронной форме на поставку лыжного инвентаря.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика и Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ч. 4 ст. 105 Закона о закупках, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно документации о закупке, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 21.09.2015 г.
Поскольку жалоба поступила в Пермское УФАС 28.09.2015 г., т.е. по истечении срока, установленного ч. 4 ст. 105 Закона о закупках, жалоба на положения документации о закупке (в части доводов, касающихся нарушений, допущенных Заказчиком при формировании документации о закупке), не подлежит рассмотрению.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 24.09.2015 г., подателю жалобы отказано в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме участник указал показатели товара, не соответствующие требованиям, установленным документацией об аукционе: в заявке участника в п.2 лыжи ATOMIC REDSTER SK JR геометрия (мм): 45-45-45 (в Техническом задании - лыжи должны иметь геометрию по ширине 42-44-43 мм.).
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о закупках, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара: согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией; конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Согласно требованиям аукционной документации, описание объекта закупки указано в Главе 5 Техническое задание (Спецификация).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на поставку товара на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели товара, указание на которые содержится в документации о закупке.
В п. 2 Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее требование к товару: лыжи должны иметь геометрию по ширине 42-44-43 мм.
Подателем жалобы в заявке по данному пункту указано, что геометрия 45-45-45, что не соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о закупках, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о закупках).
Комиссией установлено, что 09.09.2015г. в адрес Заказчика поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации. Заказчик, не опубликовав на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разъяснения положений аукционной документации, 11.09.2015г. внес изменения в аукционную документацию и продлил срок подачи заявок на участие в электронном аукционе до 21.09.2015г.
Из изложенного следует, что Заказчик, не опубликовав на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разъяснения положений аукционной документации, нарушил ч. 4 ст. 65 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы ИП Кемаев М.М. отметил, что 19.09.2015г. подателем жалобы в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации, однако Заказчик на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не опубликовал разъяснения положений аукционной документации.
Комиссия, в свою очередь, отмечает, что запрос о разъяснении положений аукционной документации был направлен Заказчику позже срока, регламентированного ч. 4 ст. 65 Закона о закупках, в связи с чем, в действиях Заказчика в данной части отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссия, изучив аукционную документацию, установила, что она не содержит дату начала и окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.09.2015 г., участники закупок под номерами NN 6, 8 допущены к участию в электронном аукционе.
В п. 2 Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее требование к товару: 158 см - 5 пар, 168 см - 5 пар.
В заявках участников закупки под номерами NN 6,8 отсутствует обозначенная выше информация, требование об указании которой содержится в аукционной документации.
Таким образом, исходя из того, каким образом Заказчиком установлены требования к характеристикам товара, и, исходя из того, что указано участниками закупки под номерами NN 6, 8 в заявках, с учетом положений Инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки на соответствие требованиям аукционной документации, имеет место нарушение ч. 1,3 ст. 67 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кемаева М.М. на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку лыжного инвентаря (извещение N 0156300046615000358) не подлежащей рассмотрению в соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о закупках.
2. Признать жалобу ИП Кемаева М.М. на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку лыжного инвентаря (извещение N 0156300046615000358) необоснованной в части довода относительно не опубликования Заказчиком разъяснений аукционной документации.
3. Признать жалобу ИП Кемаева М.М. на действия Аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на поставку лыжного инвентаря (извещение N 0156300046615000358) необоснованной.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
5. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
6. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения ч.ч. 1,3 ст. 67 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки.
7. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, членов Аукционной комиссии к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2015