Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 6 октября 2015 г. N 1951/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 1951/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158100019615000073 "Изготовление и поставка бланочной продукции для УТ МВД России по СКФО" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Пустоварова А.В., Мозговой М.Н.), в отсутствие представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158100019615000073 от 23.09.2015 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 742 379,56 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 01.10.2015 года в 11 часов 00 минут.
Согласно жалобе Заявителя, в один лот Заказчиком включены:
- работы по изготовлению бланочной продукции;
- работы по изготовлению защищенной полиграфической продукции.
По данному доводу жалобы Заказчик сообщил следующее.
Предметом поставки является полиграфическая продукция (журналы, тетради, рабочие папки, маршрутные листы и т.д.), изготовление и реализация которых не требует наличие какой-либо лицензии. В тоже время п.42 Технического задания предусмотрена поставка бланка "Свидетельство", который является защищенной полиграфической продукцией уровня "В". Изготовление и реализация указанного бланка требует наличие у участника соответствующей лицензии. По мнению Заказчика требование в документации об аукционе о наличии лицензии не ограничивает круг поставщиков, поскольку вся поставляемая продукция является печатной, служит для внесения информации, подлежит изготовлению на полиграфическом оборудовании, то есть функционально и технически связана, что позволяет ее объединить в один лот.
Внеплановой проверкой установлено, что в документации об аукционе содержится требование по изготовлению и поставке бланочной продукции для нужд Заказчика.
Согласно Приложению N1 к Информационной карте открытого аукциона в электронной форме "Техническая документация на изготовление бланочной продукции для нужд УТ МВД России по СКФО" (далее - Техническое задание) Заказчиком установлены требования к товарам, требуемым к поставке, всего 50 позиций. Все поставляемые товары являются полиграфической продукцией. При этом только один товар - поз.42 Технического задания - является защищенной полиграфической продукцией уровня "В". Остальные товары (49 позиций) не являются защищенной от подделок полиграфической продукцией.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
При проведении закупки заказчик вправе в соответствии с Законом объединить в один лот товары, работы, услуги. Однако данное право должно реализовываться с соблюдением установленного ч.2 ст.8 Закона запрета на ограничение конкуренции.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ):
товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции является лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие изготовление и реализацию защищенной полиграфической продукции и изготовление и реализацию полиграфической продукции без установленных уровней защиты, действуют на разных товарных рынках и не являются конкурентами.
Вместе с тем, частью 1 статьи 31 Закона установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, объединение лицензируемых и нелицензируемых видов работ в один лот, препятствует целям поддержания благоприятной конкурентной среды, предотвращения ограничения и устранения конкуренции при закупках для государственных и муниципальных нужд, поскольку такое формирование объекта закупки потенциально ведет к снижению количества участников закупки.
Это обусловлено, в частности, тем, что исходя из ч.6 ст.69 Закона, Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в виду несоответствия участника требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона - требование о наличие у участника лицензии ФНС России на осуществление деятельности по производству и реализации защищённой от подделок полиграфической продукции установлено Заказчиком в п.29 Информационной карты.
При этом Законом не предусмотрено заключение контракта на выполнение части работ, включенных в единый лот аукциона.
Имеющаяся у Заказчика потребность на изготовление защищенной полиграфической продукции, так и на изготовление полиграфической продукции без установленных уровней защиты, сама по себе не означает, что данные работы неразрывно связаны и находятся в такой технологической и функциональной взаимосвязи, при которой неизбежно должны закупаться вместе.
Указанные в настоящем решении работы (объект закупки) имеют функциональное назначение, выраженное в их наименовании - изготовление и поставка бланочной продукции.
При этом в силу п.6 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ деятельность по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции подлежит лицензированию.
В то же время выполнение работ по производству и реализации незащищенной от подделок полиграфической продукции не требует наличия названной лицензии.
Следовательно, законодателем предусмотрены различные условия введения в оборот (в т.ч. для нужд заказчиков) работ по производству и реализации защищенной и незащищенной от подделок полиграфической продукции.
Необходимость в указанных работах не исключает раздельной закупки работ по производству и реализации защищенной и незащищенной от подделок полиграфической продукции.
Требование Заказчика о выполнении данных работ в рамках единого лота (а соответственно, и единого контракта), привело к ограничению количества участников закупки, поскольку исключило из числа участников лиц, способных исполнить контракт в части производства и реализации защищенной защищенной от подделок полиграфической продукции, но не в части производства и реализации незащищенной от подделок полиграфической продукции.
Такими лицами могут быть участники, которые не имеют вышеуказанной лицензии, но при этом имеют возможность удовлетворить потребность Заказчика в производстве и реализации незащищенной от подделок полиграфической продукции.
Следовательно, Заказчика надлежит признать нарушившим ч.2 ст.8, ч.1 ст.64 Закона.
Применительно к товарам и услугам аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.03.2010 г. по делу NА53-13570/2009; Решении Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2013 г. по делу NА53-30620/2012, письме ФАС России от 09.02.2015 г. N АЦ/5147/15.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.8, ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 6 октября 2015 г. N 1951/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2015