Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 октября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "Файвер", ООО "Стройтехгрупп" на действия Заказчика - Отдела образования администрации Шолоховского района при проведении открытого конкурса N 0358300102315000002 "Открытый конкурс по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство детского сада на 80 мест, расположенного по адресу: Ростовская область, Шолоховский район, х. Пигаревский, ул. Социалистическая, 44Ж" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Савченко А.С.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика. Заявители указывают, что Заказчиком при разработке и утверждении конкурсной документации не соблюдены положения действующего законодательства.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалоб. Заказчик указал, что нарушения Закона имеют место быть в следующих случаях: разночтения в документации и извещении относительно почтового адреса Заказчика; отсутствие сведений по п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона в извещении. Данные нарушения Закона не повлияли на результаты торгов. В остальной части Заказчик не согласился с позицией Заявителей.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
14.09.2015 г. на официальном сайте закупок Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса. Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 92 404 040.00 рублей.
1) В положениях ч. 1 ст. 31 Закона предусмотрен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона информация об установленных Заказчиком единых и дополнительных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 31 Закона указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Требования Заказчика к участникам закупки (п.п. 3, 4, 5, 7, 9, 10 ч. 1 ст. 31, ч. 1.1 ст. 31 Закона) установлены в п. 9 информационной карты документации.
Требования к участникам закупки в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона (участник закупки не является офшорной компанией) извещение не содержит.
Заказчиком нарушена ч. 5 ст. 31 Закона.
2) Согласно пункту 1 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона в документации должна содержатся информация, указанная в извещении.
Согласно извещению почтовым адресом Заказчика следует считать следующий: "346270, Ростовская обл, Шолоховский р-н, Вешенская ст-ца, Шолохова, 55".
Согласно документации - "346264, Ростовская область, Шолоховский район, ст. Вешенская, ул. Шолохова, 55".
Как видно указанные Заказчиком в извещении и документации индексы своего местонахождения (почтового адреса) различны.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона.
3) В пункте 6 информационной карты указаны начальная цена контракта, а также объем финансирования, выделяемый в 2015 г. и 2016 г. Отсутствие данной информации в извещении, по мнению Заявителя, вводит участников торгов в заблуждение.
Комиссия Ростовского УФАС России с данным доводом не соглашается по следующим основаниям:
Закон не устанавливает для Заказчика обязанности по указанию в документах по закупке "выделяемых по годам объемов финансирования";
в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона Заявителем - ООО "Файвер" не представлено доказательств, подтверждающих данный довод жалобы.
4) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно части 4 статьи 33 Закона требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно п. 18 информационной карты документации требования к гарантийному сроку работ установлены следующим образом: "гарантия качества распространяется на все составляющие результат (Объект) (конструктивные элементы, инженерные системы и оборудование, работы, выполненные Подрядчиком) в течение 60 месяцев после подписания сторонами акта приемки законченного строительством Объекта".
В п. 7. 1 проекта контракта данные сведения указаны иным образом: "гарантийный срок на выполняемые работы должен составлять 60 (шестьдесят) месяцев с даты подписания акта ввода объекта в эксплуатацию. Гарантия качества распространяется на все составляющие результат (Объект) (конструктивные элементы, инженерные системы и оборудование, работы, выполненные Подрядчиком)_".
Как видно данные положения документации содержат противоречия.
При таких обстоятельствах, Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона в части описания объекта закупки в нарушение ст. 33 Закона.
5) Документация содержит срок окончания выполнения работ, а также срок окончания действия контракта:
"все работы должны быть выполнены: начало выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта; окончание - до 01 сентября 2016 г.";
"настоящий контракт действует со дня заключения по 31 декабря 2016 года".
ООО "Стройтехгрупп" полагает, что Заказчиком "необоснованно завышен" срок действия контракта.
Комиссия Ростовского УФАС России полагает довод Заявителя необоснованным по следующим основаниям:
Закон не содержит требований к сроку действия контракта. В частности, на Заказчика не возлагается обязанностей по установлению данного срока в определенном количестве дней, месяцев, лет, либо в установлении данного срока в привязке к какому-либо событию;
Заявителем в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона не представлено доказательств, подтверждающих данный довод жалобы;
Заявителем не указаны какие именно нормы права, по его мнению, нарушены Заказчиком при установлении оспариваемых в документации дат.
6) Согласно пунктам 2 - 3 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
Данные сведения отражены в п. 16 информационной карты документации.
Довод ООО "Стройтехгрупп" опровергается фактическими обстоятельствами дела.
7) ООО "Стройтехгрупп" указывает, что Заказчиком не установлены требования к энергетической эффективности товаров, работ, услуг.
Данный довод Заявителя опровергается доказательствами по делу. В частности, в технической части (часть III)/132.14-2014-ЭЭ установлены требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1221 от 31.12.2009 г. "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
8) ООО "Стройтехгрупп" указывает, что Заказчиком при формировании и утверждении документации неправомерно не учтены требования Постановления Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 г.
Довод Заявителя в данной части необоснован, поскольку требования указанного Постановления не распространяются на форму торгов "открытый конкурс".
9) ООО "Стройтехгрупп" указывает, что в документации отсутствуют следующие сведения: "срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта".
Довод Заявителя не соответствует действительности. Указанная информация приведена в разделе 6. 2 документации.
10) В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 частью 2 статьи 51 Закона. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
На заседании Комиссии Ростовского УФАС России установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 09.10.2015 не содержит в полном объеме предусмотренных Законом приложений с информацией о предложениях участников конкурса в отношении объекта закупки. Так, согласно требованиям документации описание объекта закупки приведено Заказчиком не только в выделенном разделе "Требования к техническим характеристикам отдельных товаров_", но и во всей проектной сметной документации.
Действия Заказчика, не разместившего на официальном сайте закупок приложение к протоколу рассмотрения и оценки заявок, содержащее информацию о предложениях участников конкурса в отношении объекта закупки в полном объеме, нарушают часть 12 статьи 53 Закона.
11) Из конкурсной документации следует, что "описание объекта закупки представлено в Технической части настоящей конкурсной документации. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям с указанием максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться, представлены в Технической части настоящей конкурсной документации. Проектная документация, размещенная отдельными файлами на www.zakupki.gov.ru, является неотъемлемой частью настоящей технической части документации об аукционе".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона при проведении открытого конкурса участники открытого конкурса подают заявку, содержащую предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В нарушение указанной нормы права, п. 3.3 документации заявка ООО "СК-БУР" не содержит полного описания объекта закупки, в частности, не содержит всю указанную Заказчиком в конкурсной документации информацию по всем позициям технических характеристик товаров, материалов:
Как видно предложение по п. 22 (стр. 250 заявки) отсутствует; из указанной информации не представляется возможным установить, например, марку бетона.
Согласно части 2 статьи 53 Закона заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Заявка ООО "СК-БУР" не соответствует требованиям Закона и документации.
Однако, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 09.10.2015 г. заявка данного участника признана надлежащей.
Признав заявку ООО "СК-БУР" надлежащей при отсутствии в ней полного перечня информации в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона, комиссия Заказчика нарушила ч. 3 ст. 53 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Файвер" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройтехгрупп" необоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 31, ч. 1 ст. 50, ч. 12 ст. 53 Закона.
4. Признать комиссию Заказчика нарушившей ч. 3 ст. 53 Закона.
5. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание:
отменить протокол рассмотрения и оценки заявок от 09.10.2015 г.;
пересмотреть заявки на соответствии требованиям Закона, документации;
протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (либо протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе) с соответствующими приложениями разместить в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола;
совершить дальнейшие действия, установленные Законом.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика, членов комиссии Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2015