Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 сентября 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Комтехстрой" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрации Белокалитвинского района при проведении открытого конкурса N 0158300046815000067 "Разработка проектной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги "Подъезд от автомобильной дороги "пос. Углекаменный - х.Западный" к пос.Боярышниковый"" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Козаченко О.К.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России 16.09.2015 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель указывает, что Заказчиком при разработке и утверждении документации по указанному конкурсу не соблюдены положения действующего законодательства.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалоб.
Заказчик указал, что при утверждении документации соблюдены требования Закона, а также ГОСТов.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
14.08.2015 г. на официальном сайте закупок Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно извещению в редакции от 02.09.2015 г. начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 122 440.00 рублей.
1) Заявитель указывает, что установленные Заказчиком сроки окончания подачи заявок и окончания предоставления разъяснений положений документации противоречат требованиям ч. 1 ст. 50 Закона.
Частью 1 ст. 51 Закона предусмотрено, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются до истечения срока, который указан в извещении о проведении открытого конкурса.
На основании ч. 10 ст. 51 Закона прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Частью 3 статьи 50 Закона установлено, что размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать в том числе порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Таким образом, данная норма обязывает заказчика указывать в конкурсной документации порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, дату начала и окончания этого срока, т.е. период, в течение которого участник закупки может подать запрос на разъяснение положений конкурсной документации и заказчик обязан предоставить эти разъяснения.
Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (ч. 7 ст. 50 Закона).
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть (ч. 8 ст. 50 Закона).
Согласно Информационной карте документации:
"Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: "17" сентября 2015 г. в 09-30 часов по московскому времени.
Дата начала срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации "14" августа 2015 г.; дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации: "15" сентября 2015 г. (запрос от участника должен поступить Заказчику не позднее: "11" сентября 2015 г.).
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, положения документации в данной части соответствуют требованиям Закона.
2) Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 29 Правил установлено, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
По данному критерию заказчиком установлен, в том числе, показатель "Предложение участника конкурса по качеству выполнения работ", в соответствии с которым оценивается полнота описания участником Конкурса выполняемых работ с указанием качественных характеристик в соответствии с требованиями Технического задания на выполнение работ, детализация и проработка организационно-технических предложений, методология и технология выполнения работ:
"Наличие проработанного предложения по порядку и качеству выполнения работ (т.е. проработанность которого предусматривает обоснованность сроков, технологии выполнения работ, описание конструктивных решений, обоснование соответствия применяемых материалов при проектировании экологическим нормам, описание предложения по мероприятиям по охране окружающей среды и обеспечению пожарной безопасности, связанной со строительными работами по объекту): 100 баллов;
Отсутствие проработанного предложения по порядку и качеству выполнения работ: 0 баллов".
Наибольший балл по данному критерию оценки присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ и содержащей наиболее подробное и полное описание последовательности и порядка выполнения работ.
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по данному показателю".
Исходя из изложенного, порядок оценки по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Кроме того, порядок оценки, не позволяет объективно произвести оценку заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", в связи с тем, что не представляется возможным определить, по каким конкретным параметрам оценивается заявка для признания ее наилучшей.
Разработанный таким образом порядок оценки не дает возможности участникам закупки, претендующим на заключение контракта, подготовить предложение по качеству услуг, которому конкурсной комиссией Заказчика не было бы присвоено 0 баллов.
Действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают ч. 9 ст. 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона, п.п. 11, 29 Правил.
Пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями (100 баллов - 0 баллов) отсутствует по каждому установленному Заказчиком показателю.
Аналогичная правовая позиция высказана, например, в следующих актах:
Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу N А40-1300/15;
Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу N А56-77556/2014;
Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А14-5479/2014;
Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 по делу N А14-5480/2014.
3) Заявитель полагает, что установление Заказчиком следующего положения "в подтверждение опыта предоставляются контракты (договора), сведения о которых размещены в реестре контрактов на сайте закупок" препятствуют выявлению лучших условий исполнения контракта.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Согласно конкурсной документации "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (количество заключенных и успешно выполненных (без рекламаций) участником контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема за последние два года, предшествующие проведению настоящего конкурса (за период: с января 2014 г. по текущий период времени) (под контрактами (договорами) сопоставимого характера и объема для целей оценки в настоящей документации понимаются контракты (договора), сведения о которых размещены в реестре контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, по аналогичным видам работ (услуг), а именно: по разработке проектной или проектно-сметной документации объекта капитального строительства, с ценой каждого контракта (договора) не менее двадцати процентов от начальной (максимальной) цены контракта по настоящему открытому конкурсу)".
Заказчик пояснил, что включение условия о содержании сведений о контрактах на сайте закупок объективно продиктовано правом Заказчика на осуществление проверки представленной в заявки информации.
В жалобе Заявителя не указано чем именно указанное положение документации нарушает права и интересы Заявителя, чем ограничивает количество участников закупки.
Довод Заявителя необоснован.
4) Заявитель полагает, что оценка заявки по показателю "обеспеченность ресурсами, оборудованием_" по принципу "наличие"\"отсутствие", а не его количеству препятствует выявлению лучших условий исполнения контракта.
"Оценка по показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" осуществляется согласно шкале предельных величин значимости показателя "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ", представленной в Таблице N3 настоящего пункта конкурсной документации.
По каждой заявке членами единой комиссии оценка и расчет баллов по показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" осуществляется на основе представленной и подтвержденной участником информации в заявке на участие в открытом конкурсе. В отношении неподтвержденной согласно требованиям настоящей конкурсной документации в заявке информации баллы участнику не начисляются. Частичное представление информации или непредставление информации по данному показателю оценки ведет к соответствующему не начислению баллов участнику. Информация по показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" представляется в полном объеме по форме, установленной в Приложении 3 к настоящей конкурсной документации. В качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по данному показателю, участник по каждому заявленному оборудованию, аппаратуре, программному обеспечению представляет одновременно в составе заявки на участие в конкурсе: копии свидетельств о поверке оборудования, аппаратуры; копии сертификатов на программное обеспечение; копии действующих договоров аренды на заявленное участником оборудование (если оборудование арендуется) (согласно установленному показателю)".
Из жалобы Заявителя не следует, что данное положение документации ограничивает количество участников закупки.
Заказчик указывает, что данный показатель идентичен указанному в п. 27 Правил.
Довод Заявителя необоснован.
5) Заявитель полагает, что оценка заявок по показателю "наличие специалистов, имеющих высшее инженерно-строительное образование" не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку такой термин не раскрыт в нормативных правовых актах.
По мнению Комиссии Ростовского УФАС России, термин "инженерно-строительное образование" не вызывает затруднений в его понимании.
Доказательств обратного Заявителем не представлено.
Инженер-строитель проектирует, производит работы и контролирует строительство объектов гражданского, производственного, транспортного и специальных назначений: особняки-коттеджи, гражданские и промышленные здания, инженерные системы и сооружения, дороги, мосты, туннели, аэропорты, тепловые электростанции, дымовые трубы, плотины, гидроэлектростанции, спортивные сооружения, выставочные павильоны больших пролетов и многие другие объекты различного функционального назначения.
Инженер-строитель автомобильных дорог занимается проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог, организацией их эффективной эксплуатации, обеспечивающей безопасность и непрерывность движения, разрабатывает и ведет техническую документацию.
Довод Заявителя необоснован.
6) Довод Заявителя относительно обязанности участников торгов предлагать для целей оценки заявок сведения исключительно о специалистах по основному месту работы опровергается фактическими обстоятельствами дела.
В документации отсутствует требование о необходимости представления копий трудовых книжек, в которые обязательно должна быть включалась запись в отношении заявленного участником специалиста. Заказчик не ограничивает стаж работы специалистов стажем работы только у участника закупки.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комтехстрой" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 9 ст. 32, ч. 1 ст. 50 Закона., п.п. 11, 29 Правил.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание:
отменить протоколы, сформированные в ходе проведения закупки;
внести изменения в конкурсную документацию путем исполнения ст. 32 Закона, требований Правил;
продлить срок подачи заявок в соответствии со ст. 50 Закона;
совершить дальнейшие действия, установленные Законом.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 сентября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2015