Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 2 сентября 2015 г. N 1562/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N1562/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого конкурса N 0158300044815000124 "Определение подрядчика на корректировку проектно-сметной документации объекта Средняя школа на 600 мест с плавательным бассейном (г. Батайск, микрорайон Северный берег") и на разработку рабочей документации в рамках откорректированной проектно-сметной документации объекта Средняя школа на 600 мест (г. Батайск, Северный микрорайон)" (далее - конкурс), в присутствии представителя Уполномоченного органа (Далиле Ю.В.), представителя Привлеченного лица (Самсоновой Н.Н.), в отсутствии представителя Заявителя и представителя Заказчика,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на нарушение Заказчиком ч.9 ст.32, п.9 ч.1 ст.50 Закона и Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 при установлении показателя нестоимостного критерия оценки заявок "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Заказчик в возражении на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении конкурса, просил признать жалобу необоснованной.
Представитель Привлеченного лица свою позицию по доводам жалобы не изложил.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
согласно извещению о проведении открытого конкурса от 21.08.2015 г. N0158300044815000124:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 14.09.2015 09:30;
- начальная (максимальная) цена контракта составила - 10 100 000,00 рублей.
Доводом жалобы Заявителя является установление показателя нестоимостного критерия оценки заявок "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" с нарушением требований ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона и Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085.
Внеплановой проверкой установлено, что "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлен Заказчиком в качестве одного из показателей нестоимостного критерия оценки заявок "квалификация участников закупки".
По каждой заявке членами конкурсной комиссии оценка и расчет баллов по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" осуществляется на основе представленной и подтвержденной участником информации в заявке на участие в открытом конкурсе. В качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по данному показателю, участник представляет одновременно в полном объеме в составе заявки на участие в конкурсе: копии контрактов (договоров), копии актов сдачи-приемки выполненных работ в отношении представленных копий контрактов (договоров).
Оценка заявок по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов в зависимости от количества заключенных и успешно выполненных участником контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема за последний год, предшествующий дате вскрытия конвертов с заявками на участие в данном конкурсе (под контрактами (договорами) сопоставимого характера и объема для целей оценки в настоящей документации понимаются контракты (договора) по аналогичным видам работ, а именно: работы по разработке проектно-сметной документации объекта, с ценой каждого контракта (договора) не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу):
- 10 и менее контрактов (договоров) - 0 баллов;
- более 10 контрактов (договоров) - 100 баллов.
Указанные положения конкурсной документации в отношении показателя "опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" соответствуют требованиям Закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085. Довод жалобы Заявителя следует признать необоснованным.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.9 ст.32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В приложении 3 к конкурсной документации Заказчик установил критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины их значимости:
1 |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия оценки |
Коэффициент значимости критерия оценки |
2 |
Цена контракта |
60% |
0,6 |
3 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40% |
0,4 |
* |
Совокупная значимость критериев |
100% |
1,0 |
В соответствии с п.11 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно п.29 Правил оценки заявок для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки Заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Согласно п.28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
В п.2 приложения 3 к конкурсной документации Заказчик установил, положения по применению критерия "квалификация участников закупки". В качестве показателя данного критерия установлена, в том числе, "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" (значимость показателя -20%).
Максимальное количество баллов по показателю - 100 баллов;
Минимальное количество баллов по показателю - 0 баллов.
Оцениваются представленные сведения о наличии квалифицированных трудовых ресурсов, под которыми Заказчик понимает работников участника по штату, имеющие высшее инженерно-строительное образование. При этом стаж работы в штате участника конкурса должен быть более двенадцати месяцев.
В качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по данному показателю, участник представляет одновременно в составе заявки на участие в конкурсе: копии дипломов о высшем инженерно-строительном образовании работников; копии трудовых книжек заявленных работников (согласно установленному показателю).
Оценка заявок по показателю "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов:
Показатель |
Шкала значений |
15 и менее работников по штату (стаж работы в штате участника конкурса должен быть более двенадцати месяцев), имеющих высшее инженерно-строительное образование) |
0 баллов |
более 15 работников по штату (стаж работы в штате участника конкурса должен быть более двенадцати месяцев), имеющих высшее инженерно-строительное образование) |
100 баллов |
Квалификация трудовых ресурсов участника закупки подтверждается копиями документов, удостоверяющих стаж работы в штате участника закупки. При этом стаж работы сотрудников в других организациях, осуществляющих проектную деятельность, то есть деятельность необходимую Заказчику для выполнения условий контракта, в рамках данного критерия не учитывается.
Учитывая положения Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", работы по подготовке проектной документации, являющиеся предметом настоящего конкурса, могут быть выполнены только лицом, являющимся членом саморегулируемой организации и имеющим свидетельство о допуске к указанному виду работ.
Наличие или отсутствие у участника работников со стажем более 12 месяцев, не является надлежащим подтверждением требуемой Заказчиком квалификации трудовых ресурсов, поскольку наличие соответствующих записей в трудовых книжках сотрудников участника, само по себе, даже не дает хозяйствующему субъекту право заниматься подготовкой проектной документации по реконструкции объектов капитального строительства.
Между тем, отсутствие указанных сотрудников в штате участника не может быть основанием для снижения баллов по показателю "квалификация трудовых ресурсов" участника, тогда как из конкурсной документации следует обратное.
Приведенный в конкурсной документации показатель "квалификация трудовых ресурсов" критерия "квалификация участников закупки" не влияет на действительную квалификацию участников, поскольку не позволяет участникам объективно подтвердить свою квалификацию предоставлением документов в соответствии с требованиями Заказчика, что, в свою очередь, не позволит конкурсной комиссии Заказчика определить наиболее достойное предложение участника закупки.
Изложенная Заказчиком в документации шкала оценки по критерию "квалификация участников закупки" не предусматривает объективной зависимости между сведениями, указанными участниками в заявках и количеством присваиваемых им баллов.
Таким образом, Заказчик фактически не установил в отношении критерия оценки "квалификация участников закупки" в документации о закупке значимость показателя "квалификация трудовых ресурсов", в соответствии с которой будет производиться оценка количества баллов, присуждаемых по такому показателю, также Заказчик фактически не установил количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, что является нарушением п.п.28 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085.
Следовательно, Заказчик нарушил ч.2 ст.8, ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 года N 13АП-29042/2014 по делу N А56-50860/2014, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 года N 09АП-15591/2015 по делу N А40-1761/2015, Решении Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2015 года по делу N А53-14453/2015, Решении Арбитражного суда Ростовской области от 01.09.2015 года по делу N А53-14454/2015.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.2 ст.8, ч.9 ст.32, ч.1 ст.50 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 2 сентября 2015 г. N 1562/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2015