Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 24 сентября 2015 г. N 331-15/гз
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. 2. |
|
- вр.и.о. руководителя управления, председатель Комиссии; - начальник отдела контроля закупок, член Комиссии; |
3. |
|
- специалист эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в присутствии:
|
|
- представителя ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 1 им. Ю.Я. Гордеева" (доверенность б/н от 21.09.2015); |
|
|
- представителя ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 1 им. Ю.Я. Гордеева" (доверенность б/н от 08.04.2015), члена аукционной комиссии ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница N 1 им. Ю.Я. Гордеева", |
рассмотрев жалобу ООО "Объединенная Строительная Корпорация N1" на действия Заказчика - ГУЗ "СГКБ N 1 им.Ю.Я.Гордеева" при проведении электронного аукциона N 0360300004615000142 "Ремонт зданий",
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Уона-М" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика - ГУЗ "СГКБ N 1 им.Ю.Я.Гордеева" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0360300004615000142 "Ремонт зданий" (далее - Аукцион).
Из жалобы следует что, в связи с отсутствием в проекте Контракта ссылки на Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" участникам закупки невозможно определить природу происхождения формулы расчета неустойки и штрафов.
Представитель ООО "Объединенная Строительная Корпорация N1" на рассмотрение жалобы не явился. О месте и времени рассмотрения Общество уведомлено надлежащим образом.
Представители Заказчика присутствующие на рассмотрении жалобы считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 27676937 рублей.
Согласно ч.4 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила) установлен порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).
В документации об Аукционе в п.7 Проекта контракта установлена ответственность сторон в виде пеней, штрафов за нарушение условий Контракта, а также приведены формулы расчета пеней (п.7.2.1) и размер штрафа (п.7.2.2).
Законодательством о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика, указывать в документации об Аукционе ссылки на Правила.
Таким образом, довод жалобы является необоснованным.
Также при рассмотрении жалобы установлено следующее.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В п.31 Дефектной ведомости в разделе "Полы" Заказчик указал показатели плитки, в том числе: лицевая поверхность плиток должна быть гладкой, неглазурованной, одноцветной, нескользящей; водопоглощение, %, не более 4,5; термическая стойкость глазури, не менее °С-125; твердость глазури по Моосу, не менее -5.
Представитель Заказчика пояснил, что в документации об Аукционе не были установлены показатели плитки в соответствии с ГОСТ 6787-2001, указанным в жалобе. Вместе с тем, Заказчик при описании плитки руководствовался ГОСТ 13996-93.
С данными доводами нельзя согласиться, поскольку в описании плитки, указано плитка не неглазурованная.
Таким образом, Заказчик, установив в документации об Аукционе противоречивые требования к товару - плитка гладкая неглазурованная керамическая допустил нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы также установлено, что в п.5.2 документации об Аукционе "Порядок подачи заявок участников электронного аукциона" установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, о том, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе: "документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон), или копии этих документов - действующее Свидетельство (выданное саморегулируемой организацией, созданной в форме некоммерческого партнерства) о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по видам работ, предусмотренным Технической частью (Часть III) документации об аукционе в электронной форме, и включенным в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 (требуется на основании Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ)". Аналогичные требования установлены в п.9.1 документации об Аукционе.
Также установлено, что в.п. 12.1 документации об Аукционе Заказчик установил Единые требования к участникам Аукциона, в том числе: "действующее Свидетельство (выданное саморегулируемой организацией, созданной в форме некоммерческого партнерства) о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по видам работ, предусмотренным Технической частью (Часть III) документации об аукционе в электронной форме, и включенным в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 (требуется на основании Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ)". Аналогичные требования установлены в п. 20.1. документации об Аукционе.
Согласно требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что для выполнения работ, являющихся предметом закупки необходимо наличие свидетельств о членстве в СРО, но каких именно работ представитель Заказчика пояснить затруднился.
Вместе с тем, положения документации об Аукционе не раскрывают указанное Заказчиком требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе свидетельства о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждающего право участника закупки выполнять такие работы, выданного саморегулируемой организацией, без указания на определенные виды работ, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к участникам закупки, что нарушает ч.3 с.64 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы также установлено, что в п. 2.1 документации об Аукционе "Извещения о проведении электронного аукциона" указано: "Результатом выполненных работ является достижение объектом указанных в технической документации показателей в соответствии со СНиПами и другими действующими нормативными документами". Аналогичная формулировка указана в п.8.1 документации об Аукционе "Наименование и описание объекта закупки"; в приложении N1 к документации об Аукционе "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта"; в п.2.9 проекта Контракта.
При этом Заказчик не определил исчерпывающий перечень норм, правил, стандартов, которым должны соответствовать выполняемые работы и результаты выполненных работ, что позволяет использовать любой нормативный документ, который в документации о закупке не указан.
Таким образом, Заказчик в нарушение п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не определив в Документации об Аукционе исчерпывающий перечень нормативных документов, фактически не определил требования к результатам выполняемых работ.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В извещении о проведении Аукциона установлено, что объект закупки относится к коду по ОКПД - 45.21.15.160.
В Приложении N 1 к Постановлению N 99, в числе прочего, установлено дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, а именно: на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Комиссия Саратовского УФАС России установила, что в нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, Заказчиком в документации об Аукционе в электронной форме не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Объединенная Строительная Корпорация N1" на действия заказчика - ГУЗ "СГКБ N 1 им.Ю.Я.Гордеева" при проведении электронного аукциона N 0360300004615000142 "Ремонт зданий" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГУЗ "СГКБ N 1 им.Ю.Я.Гордеева" нарушение п. 1 ч.1 ст.64, ч.3 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - ГУЗ "СГКБ N 1 им.Ю.Я.Гордеева" и аукционной комиссии администрации ГУЗ "СГКБ N 1 им.Ю.Я.Гордеева" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
|
|
_____________________ (подпись) |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 24 сентября 2015 г. N 331-15/гз
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2015