Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 26 августа 2015 г. N 377/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.,
в присутствии представителя муниципального заказчика - Максимовой Е.А.,
в отсутствии представителей заявителя, уполномоченного органа, уведомленных надлежащим образом,
Рассмотрев жалобу ООО "Росстрой" на действия муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения запроса предложений по объекту: "Капитальный ремонт (включая разработку проектной документации) и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов Корсаковского городского округа" (извещение N0161300001115000348),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "Росстрой" (далее также - Заявитель, Общество), на действия муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа (далее также - Заказчик) по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения запроса предложений по объекту: "Капитальный ремонт (включая разработку проектной документации) и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов Корсаковского городского округа" (извещение N0161300001115000348) (далее - запрос предложений).
По мнению Заявителя жалобы, документация запроса предложений, утвержденная муниципальным заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Муниципальным заказчиком 07.08.2015 утверждена документация запроса предложений, размещенная 11.08.2015 года на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
Срок окончания подачи заявок в соответствии с извещением запроса предложений 18.08.2015 09:00.
До окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений ООО "Росстрой" направило в адрес Сахалинского УФАС жалобу на положения документации по следующим доводам:
1. В документации о запросе предложений установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) п. 33.3 "Жилищно-гражданское строительство", однако, по мнению Заявителя, данное требование не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 31Закона о контрактной системе и ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Заказчик должен установить требование о допуске СРО по п. 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
В данной части жалоба признается необоснованной по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) указанной статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 указанной статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации, а также вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 3 - 5, 7 - 9 ч. 1 указанной статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 настоящей статьи.
Таким образом, при наличии в составе заявки на участие в запросе предложений документа несоответствующего установленным законодательством требованиям к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, при условии, что такие требования установлены аукционной документацией, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Вместе с тем, требования заказчика в аукционной документации должны соответствовать требованиям Закона о контрактной системе, а также не противоречить требованиям (условиям) указанных в самой документации.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 указанного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В ч. 4 ст. 55.8 ГрК указанно, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Раздел 3 Перечня содержит раздел 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), включающий в себя виды допусков по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в зависимости от вида объекта, в том числе 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта, а также 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Согласно документации о проведении запроса предложений, Заказчику необходимо выполнить капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов Корсаковского городского округа. Благоустройство придомовой территории жилых домов по ул. Нагорная N3/3, N7/2, ул. Зеленая N5, N7, ул. Матросова N42, N3, ул. Железнодорожная 3, ул. Первомайская N18, ул. Мирный N2 (3-я очередь).
Капитальный ремонт объектов благоустройства - работы по озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д. (Постановление Госстроя от 5 марта 2004 г. N 15/1 "Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ").
Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что капитальный ремонт дворовых территорий и проездов к ним не относится к ремонту автомобильных дорог, таким образом, Заказчик законно требует допуск СРО по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта: 33.3. Жилищно-гражданское строительство, тем самым не нарушает требования Закона о контрактной системе, в частности не ограничивает конкуренцию.
2. Заказчик в нарушение п. 1 ч. 4 ст. 83 и ч. 2 ст. 96 Закона о контрактной системе, установил требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Данный довод, Комиссия признает необоснованным, так как Закон о контрактной системе предусматривает право Заказчика устанавливать обеспечение исполнения контракта. При этом в Законе не указаны случаи, когда Заказчик обязан либо не обязан устанавливать указанное обеспечение.
3. Заказчиком в нарушение ч. 4 и ч. 6 ст. 83 Закона о контрактной системе, установлен состав документов, который должен представить участник запроса предложений, а именно:
- "декларацию соответствия участника запроса предложений требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 и 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
- "декларацию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Статья 31 Закон о контрактной системе предусматривает единые требования к участникам закупки, независимо от способа определения поставщика. Таким образом, Заказчик вправе устанавливать требования к участникам закупки в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе, также, в случае если не предусмотрено ч. 4, 6 ст. 83 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение ч. 4 ст. 83 Закона о контрактной системе, Заказчик не установил обеспечение заявки в соответствии с ч. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия признает данный довод необоснованным, так как при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений требование о предоставлении обеспечения заявки предъявляется только в случае, если такая закупка осуществляется на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе (при признании повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать, в том числе размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке. Данная норма содержит уточнение о том, что перечисленные сведения должны указываться в извещении только в том случае, если запрос предложений проводится на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, то есть при признании повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися.
Установлено, что до опубликования указанной выше закупки, Заказчик проводил закупку посредством электронного аукциона, который в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21.07.2015 признан несостоявшимся.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Росстрой" на действия муниципального заказчика - Департамента городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения запроса предложений по объекту: "Капитальный ремонт (включая разработку проектной документации) и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов Корсаковского городского округа" (извещение N0161300001115000348) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии К.В. Солонин
О.О. Щур
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 26 августа 2015 г. N 377/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2015