Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 сентября 2015 г. N 1215-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
*
*
при участии представителя:
*
*
рассмотрев жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" (624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Молодежная,1, каб. 222) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Краснотурьинск, уполномоченным органом в лице МКУ "Управление по размещению муниципального заказа" (624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Молодежная, 1, каб. 404), его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Нормативы градостроительного проектирования городского округа Краснотурьинск" (извещение N 0862300039915000210) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" (вх. N 01-19632 от 14.09.2015г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Краснотурьинск, уполномоченным органом в лице МКУ "Управление по размещению муниципального заказа", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Нормативы градостроительного проектирования городского округа Краснотурьинск" (извещение N 0862300039915000210) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" указал на то, что заказчиком в конкурсной документации показатель N1 "стаж работы (продолжительность работы) по разработке градостроительной документации (в годах)" критерия "квалификация участников закупки" установлен в нарушение Закона о контрактной системе и создаёт необоснованные преимущества отдельным участникам закупки при оценке их заявок. В связи с изложенным, заявитель просит признать доводы жалобы обоснованными, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
24.08.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0862300039915000210 и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 000 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту - Правила оценки заявок) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Правила оценки заявок определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил оценки заявок предусмотрено, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 13 Правил оценки заявок не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил.
Согласно пункту 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Пунктом 29 Правил оценки заявок предусмотрено, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
При этом "оценка" в соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Как следует из позиции Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, выраженной ими в совместном Письме Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014г. "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям"
в случае установления в документации о закупке показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки" заказчик раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указывает единицу измерения объема.
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и величины значимости этих критериев установлены в пункте 21 раздела 5 конкурсной документации. Оценка и сопоставление заявок на участие в откытом конкурсе осуществляются Единой комиссией уполномоченного органа в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии со следующими установленными критериями:
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Значимость критериев оценки |
1 |
Цена контракта |
20 % |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
80 % |
Оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится по следующим показателям:
- стаж работы (продолжительность работы) по разработке градостроительной документации (в годах) - коэффициент значимости показателя 20%;
- количество исполненных контрактов с муниципальными и/или государственными заказчиками по выполнению научно-исследовательских работ по разработке нормативов градостроительного проектирования и предоставлению услуг по нормативно-правовому регулированию градостроительной деятельности за период 2008-2013 годы - коэффициент значимости показателя 30%;
- общая стоимость выполненных работ по исполненным контрактам и/или договорам с муниципальными и/или государственными заказчиками по выполнению научно-исследовательских работ по разработке нормативов градостроительного проектирования и предоставлению услуг по нормативно-правовому регулированию градостроительной деятельности за период 2008-2013 годы" (в млн. руб.) - коэффициент значимости показателя 30%;
- наличие у Участника конкурса трудовых ресурсов (в специалистах) - коэффициент значимости показателя 20%.
В соответствии с показателем N 1 по критерию "квалификация участников закупки" (стаж работы (продолжительность работы) по разработке градостроительной документации (в годах)) баллы начисляются от 0 до 100 в зависимости от представленной участником информации:
- более 50 лет - 100 баллов,
- от 31 до 50 лет (включительно) - 60 баллов,
- от 10 до 30 лет (включительно) - 30 баллов,
- до 10 лет - 10 баллов,
- отсутствие опыта - 0 баллов.
Указанная информация подтверждается документами об образовании организации.
Изучив представленные в ходе рассмотрения жалобы материалы по обстоятельствам дела Комиссией Свердловского УФАС России по контролю в сфере закупок было установлено, что показатель N 1 "стаж работы (продолжительность работы) по разработке градостроительной документации (в годах)" по критерию оценки заявок "квалификация участников закупки" установлен заказчиком в соответствии с подпунктом "б" пункта 27 Правил оценки заявок (опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема).
Таким образом, установление показателя N1 по критерию оценки заявок "квалификация участников закупки" соответствует требованиями Закона о контрактной системе и не противоречит Правилам оценки заявок.
Кроме того, рассматриваемый показатель N1 по критерию оценки заявок "квалификация участников закупки" не является условием допуска участника закупки до участия в открытом конкурсе, а является составной частью критерия оценки заявок "квалификация участников закупки". Оценка заявок участников Единой комиссией уполномоченного органа производится не только по критерию "квалификация участников закупки", но и по критерию "цена контракта", что позволяет присвоить первый номер заявке участника, в которой в совокупности содержатся лучшие условия исполнения контракта.
В связи с чем, ограничения допуска к участию в закупке, создания отдельным участникам открытого конкурса преимущественных условий в действиях заказчика в лице Администрации городского округа Краснотурьинск, применительно к установлению им в конкурсной документации критерия оценки заявок "квалификация участников закупки" Комиссией Свердловского УФАС России не усматривается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Краснотурьинск, уполномоченного органа в лице МКУ "Управление по размещению муниципального заказа", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Администрации городского округа Краснотурьинск, уполномоченного органа в лице МКУ "Управление по размещению муниципального заказа", его комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии *
Члены Комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 сентября 2015 г. N 1215-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2015