Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 августа 2015 г. N 1131-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Ивдельского городского округа,
- заявителя в лице ООО "ТермоТехника",
рассмотрев жалобу ООО "ТермоТехника" (620137, г. Екатеринбург, ул. Учителей, д. 3, оф. 1) о нарушении заказчиком в лице Администрации Ивдельского городского округа (624590, Свердловская область, г. Ивдель, ул. Александра Ворошилова, д. 2), при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (извещение N 0162300003415000033), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ТермоТехника" (вх. N 01-18127 от 19.08.2015г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Ивдельского городского округа при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (извещение N 0162300003415000033) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что требования к характеристикам описания объекта закупки установлены в нарушении Закона о контрактной системе, что неправомерно ограничивает количество участников закупки, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
03 августа 2015г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300003415000033 и документация об аукционе в действующей редакции от 10.08.2015г. Начальная максимальная цена контракта составила 39 267 360,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы, являющейся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований прямо предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (Техническое задание).
В соответствии с п. 1 "Общие положения" Приложения N 1 к техническому заданию наименованием объекта капитального строительства является - 3 этажный, 21-ти квартирный жилой дом в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области.
Частью II "Специальная часть документации" установлены требования к содержанию и составу заявки и инструкция по ее заполнению, в соответствии с которой вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
6) - копии Свидетельства СРО о допуске к видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции и капитального ремонта по следующим видам работ:
-2. Подготовительные работы
-3. Земляные работы
-5. Свайные работы, закрепление грунтов
- 6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
- 7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
- 10. Монтаж металлических конструкций
-12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
- 13. устройство кровель
- 15 Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
- 16 Устройство наружных сетей водопровода
- 17 Устройство наружных сетей канализации
- 18 Устройство наружных сетей водоснабжения
- 19 Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных
- 20 Устройство наружных электрических сетей и линий связи
- 33 работы по организации строительства,
В соответствии ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ), виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В п. 2 Приказа Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 содержится перечень объектов, работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту которых не относятся к оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, следовательно, не требуют наличия свидетельства о допуске. В частности, к таковым относятся объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания не более чем двух семей). К малоэтажным жилым домам в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению характеристик жилья экономического класса в отношении жилых домов, строительство которых осуществляется с использованием средств федерального бюджета (утв. Приказом Минрегионразвития N 79 от 27.02.2010) относятся индивидуальные жилые дома (отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи); блокированные жилые дома (жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования); многоквартирные жилые дома (жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования).
Объект строительных работ определен в документации об аукционе как 3 этажный, 21-ти квартирный жилой дом.
Кроме того, данный объект подпадает под исключение из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), установленное п. 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624; следовательно, на выполнение работ по строительству данного объекта допуск саморегулируемой организации не требуется.
Таким образом, требования о наличии Свидетельства СРО о допуске к видам работам установлены в нарушении п.1 ч.1 ст. 31, ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.19.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2.8 Приложения N 1 к техническому заданию установлены требования по согласованию, экспертизе рабочей документации, а именно:
Выполнить экспертизу сметной документации в УРЦЭЦС.
Согласовать рабочую документацию с:
- Заказчиком,
- владельцами инженерных коммуникаций, выдавшими технические условия на подключение.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Таким образом, требование о выполнении экспертизы сметной документации установлены в нарушении п.1 ч.1 ст. 31, ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью II "Специальная часть документации" установлено наименование объекта закупки "Выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда", Код по ОКПД "45.21.12.110", Начальная (максимальная) цена контракта 39 267 360,00 (тридцать девять миллионов двести шестьдесят семь тысяч триста шестьдесят рублей 00 коп.).
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 02.07.2015) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", в соответствии с которым в Приложении N 1 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 установлены "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов", в том числе:
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки |
Выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе |
Таким образом, в нарушении ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком в аукционной документации не установлены дополнительные требования при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с п.1.4 Приложения N 1 к техническому заданию "Требования к проекту" установлен перечень основных данных и требований, в том числе: разработать рабочую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства основные требования к проектной и рабочей документации".
В соответствии с Приложения N 2 к техническому заданию установлена "Спецификация" основных используемых материалов и оборудования с качественными характеристиками при выполнении работ по разработке рабочей документации и строительству многоквартирного жилого дома в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в городе Ивделе Свердловской области для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с Приложения N 3к техническому заданию установлено "Задание" на строительство многоквартирного жилого дома в жилом квартале ограниченном улицами Механошина, Трошева, Собянина, Дзержинского в г. Ивдель Свердловской области.
Индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с ч. 2 ст.52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития РФ.
Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624, установлено, что для осуществления работ по строительству и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
В соответствии со ст. 55.3 ГрК РФ саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
На основании вышеизложенного, а также того, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации.
Учитывая, что контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), то установленное в аукционной документации требование к участникам аукциона о наличии свидетельств о допуске к работам по организации строительства и к работам по организации подготовки проектной документации безусловно ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки (предмет торгов) работы по подготовке проектной документации и работы по организации строительства, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 , ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ТермоТехника" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Администрации Ивдельского городского округа нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 4 ст. 31, п.1 ч.1 ст.33, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Ивдельского городского округа, его комиссии выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 августа 2015 г. N 1131-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2015