Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 сентября 2015 г. N 1235-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
*
*
при участии представителей:
*
*
*
*
*
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Бр. Башиловых, 15/4, оф. 56) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" (622036, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Мира, 53, 122), уполномоченным органом в лице Администрации муниципального образования город Нижний Тагил (622034, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 1а), его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Малоэтажное жилищное строительство по адресу: Свердловская область, г.Нижний Тагил, пер. Станционный 7, пер. Станционный 9, пер. Станционный 11" (извещение N 0162300000815000425) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (вх. N 01-20114 от 21.09.2015г.) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченным органом в лице Администрации муниципального образования город Нижний Тагил, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Малоэтажное жилищное строительство по адресу: Свердловская область, г.Нижний Тагил, пер. Станционный 7, пер. Станционный 9, пер. Станционный 11" (извещение N 0162300000815000425) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" обжалует положения аукционной документации по следующим основаниям:
- в проекте контракта отсутствует условие о цене контракта;
- в проекте контракта отсутствует информация о размере штрафов налагаемых на заказчика и исполнителя по контракту в связи с неисполнением/ ненадлежащим исполнением ими условий заключенного контракта;
- документация о закупке не содержит требования о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
- отсутствует требование к участнику закупки в части наличия у участника аукциона Свидетельства о допуске СРО к видам работ, предусмотренных предметом контракта.
В связи с изложенным, заявитель просит признать доводы жалобы обоснованными, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
23.07.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300000815000425 и аукционная документация. Начальная (максимальная) цена контракта составила 82 404 660,00 рублей.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе проект контракта, направляемый заказчиком в адрес победителя аукциона на этапе заключения контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе.
Пунктом 2.1 проекта муниципального контракта предусмотрено, что "стоимость поручаемой Подрядчику работы определяется с применением коэффициента понижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной Подрядчиком на аукционе, составляющим ____ % (далее - коэффициент аукциона), является твердой и составляет _______________________(_______________) рубля (с учетом НДС - 18%), исходя из расчета стоимости за один квадратный метр общей площади домов ___________________ рублей.
Как следует из вышеизложенного, требование ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе в проекте контракта заказчиком соблюдено. Конкретное значение цены контракта, равно как и победитель электронного аукциона, с которым будет заключен контракт, определяются по результатам проведения торгов и рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок участников аукциона. Цена контракта в соответствии с ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе включается заказчиком в проект контратака лишь на стадии направления проекта контракта победителю аукциона и не может фигурировать в проекте контракта на стадии определения подрядчика.
Таким образом, довод жалобы о том, что проект муниципального контракта, являющийся частью аукционной документации, составлен с нарушением ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения.
Частью 5 стати 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 6 стати 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Частью 8 стати 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее по тексту - Правила определения размера штрафа) установлены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Согласно п.3 Правил определения размера штрафа размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно пп. 4-5 Правил определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 7.2 проекта муниципального контракта установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размеры штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, и составляет 1,5 % от цены Контракта.
Пунктом 7.3.2 проекта муниципального контракта установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных), предусмотренных Контрактом. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, и составляет 1 % от цены Контракта.
Поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 82 404 660,00 рублей, что входит в диапазон от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей заказчик правомерно установил в проекте муниципального контракта размер штрафа начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом в размере 1,5 % от цены Контракта, а размер штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом в размере 1 % от цены Контракта.
Таким образом, положения проекта контракта в части установления размеров штрафов, начисляемых за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком и Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом соответствуют ст.34 Закона о контрактной системе и Правилам определения размера штрафа, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Таким образом, довод жалобы о том, что проект муниципального контракта в нарушение Закона о контрактной системе не содержит сведений о штрафах для каждого порогового значения цены контракта не находит своего подтверждения.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе следующее:
10) участник закупки не является офшорной компанией (в действующей редакции от 13.07.2015г. N16).
Требование, установленное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе включено в Закон о контрактной системе в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона N 227-ФЗ определено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.07.2015 года. Таким образом, данный Федеральный закон N 227-ФЗ, а также включенная им в состав Закона о контрактной системе норма (пункт 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе) вступают в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, то есть 13.08.2015г.
Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация были опубликованы заказчиком на сайте http://zakupki.gov.ru 23.07.2015 года, то есть до того, как требование, предусмотренное п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе вступило в законную силу. Следовательно, требование п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе в части того, что участник закупки не должен являться офшорной компанией не применимы к рассматриваемой закупке.
Таким образом, довод жалобы о том, что в аукционной документации в нарушение п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе отсутствует требование о том, участник закупки не должен являться офшорной компанией несостоятелен.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Объектом закупки в соответствии с пунктом 4 Информационной карты электронного аукциона является малоэтажное жилищное строительство "под ключ".
На основании ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее по тексту - Приказ Минрегиона России N 624).
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 2 Приказа Минрегиона России N 624 установлено, что включенный в него Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Заявитель жалобы полагает, что в аукционную документацию по рассматриваемой закупке должно быть включено требование к участникам аукциона в части наличия у них свидетельства о допуске СРО по видам работ, которые предусмотрены предметом закупки.
Вместе с тем, поскольку объектом закупки является малоэтажное жилищное строительство "под ключ" в соответствии с пунктом 2 Приказа Минрегиона России N 624 наличие у участников допуска СРО при выполнении таких работ не требуется. Следовательно, заказчиком правомерно не установлено требование к участнику закупки о наличии у него допуска СРО на работы, предусмотренные предметом закупки.
Таким образом, довод жалобы о том, что в аукционной документации неправомерно не установлено требование о наличии у участников закупки допуска СРО на работы, предусмотренные предметом контракта не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченного органа в лице Администрации муниципального образования город Нижний Тагил, его аукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченному органу в лице Администрации муниципального образования город Нижний Тагил, его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии *
Члены Комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 сентября 2015 г. N 1235-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2015