Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 сентября 2015 г. N 1148-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства",
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,
- в отсутствии заявителя в лице ЗАО "Лига", надлежащим образом уведомленном о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ЗАО "Лига" (620146, г. Екатеринбург, пр. Решетникова, д. 22-304) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства" (620219, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, д. 111), уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская область г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Комплекс объектов внеплощадочной инфраструктуры индустриального парка "Богословский" в городе Краснотурьинске" (извещение N 0162200011815001326 ), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ЗАО "Лига" (вх. N 01-18522 от 26.08.2015г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Комплекс объектов внеплощадочной инфраструктуры индустриального парка "Богословский" в городе Краснотурьинске" (извещение N 0162200011815001326 ) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что требования к характеристикам описания объекта установлены в нарушении Закона о контрактной системе, что прикрепленная аукционная документация не читается стандартными приложениями, что не позволяет подготовить заявку соответствующим образом, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
31 июля 2015г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011815001326 и документация об аукционе в действующей редакции от 28.08.2015г. Начальная максимальная цена контракта составила 575 107 306,06 рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 65 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч.2 ст. 65 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с ч.5 ст. 112 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 г. N 646/21н утверждено " Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом", в соответствии с которым в п.3 установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений; в п.8 установлено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Представители заказчика пояснили, что проектная документация содержит большой объем количества информации и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" возможно лишь разделив количество информации на архивы с использованием стандартного приложения. Таким образом, для корректного открытия файлов аукционной документации, необходимо, прикрепленные архивы копировать с официального сайта в сети "Интернет" и извлечь архивы с помощью стандартного приложения в одну папку на запоминающее устройство компьютерного оборудования.
Комиссия Свердловского УФАС России, проанализировав прикрепленную аукционную документацию приходит к следующему выводу, что размещенная на официальном сайте в сети "Интернет" проектная документация, позволяет копировать и извлечь архивы с помощью стандартного приложения, произвести открытие и просмотр всех прикрепленных документов в стандартных приложениях.
Таким образом, прикрепленная проектная документация читается стандартными приложениями, что позволяет подготовить участникам закупки оформить и подать заявку соответствующим образом.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Приложением к Части II. "Описание объекта закупки" документации об аукционе установлена "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе", в соответствии с которой, в том числе: качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником закупки к использованию, по своим конкретным, диапазонным показателям должны соответствовать значениям, установленным в проектно-технической документации об аукционе, НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ со всеми рекомендованными и иными приложениями к НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ с учетом требованиям заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам товара) установленных в "Разделе 2: Требования к основным используемым материалам с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ".
"Разделом II: "Требования к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ" в Части II. "Описание объекта закупки" документации об аукционе установлены требования к значениям и показателям функциональных характеристик и качественных свойств товара (минимальное и/или максимальное значение, или показатель который не может изменяться) и "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" в том числе:
N п/п |
Наименование товара |
Значения и показатели функциональных характеристик и качественных свойств товара (минимальное и/или максимальное значение, или показатель который не может изменяться) |
1 |
Бетон |
Наибольшая крупность заполнителя: не менее 10 не более 30 мм |
Бетон должен быть тяжелый или мелкозернистый на цементном вяжущем | ||
Класс бетона: не ниже В 25 (М350) | ||
Подвижность бетона: П2 или П3 | ||
Марка по морозостойкости: не менее F75 | ||
Содержание зерен слабых пород в гравии и щебне из гравия, по массе: не более 10 % | ||
Марка по водонепроницаемости: не ниже W4 | ||
Бетон должен соответствовать ГОСТ 26633-2012 | ||
В качестве заполнителя щебень из гравия марки не ниже 300 | ||
3 |
Труба |
Труба должна быть общего назначения не мерная либо мерная повышенной точности горячедеформированная бесшовная стальная и соответствовать ГОСТ 8732-78 |
Наружный диаметр: 159 мм | ||
Толщина стенки: не менее 6 мм | ||
Плотность стали не менее 7,850 г/см3 | ||
Длина трубы: менее 10 м | ||
Предельные отклонения по наружному диаметру: не более _1,25% | ||
Масса трубы, кг: не менее 22,64 | ||
Труба должна быть общего назначения не мерная либо мерная повышенной точности горячедеформированная бесшовная стальная и соответствовать ГОСТ 8732-78 | ||
Наружный диаметр: 159 мм | ||
Толщина стенки: не менее 6 мм | ||
Плотность стали не менее 7,850 г/см3 | ||
Длина трубы: менее 10 м | ||
6 |
Труба |
Труба должна быть оцинкованная стальная сварная с накатанной цилиндрической резьбой, применяемая для водопроводов и газопроводов, систем отопления, а также для деталей водопроводных и газопроводных конструкций |
Труба должна соответствовать ГОСТ 3262-75 | ||
Плотность стали: 7,85 г/см3 | ||
Условный проход: 25 мм | ||
Толщина стенки: не менее 3,2 мм | ||
Кривизна труб на 1 м длины не должна превышать 2 мм | ||
Резьба: короткая или длинная | ||
Длина резьбы: не менее 9 мм | ||
Масса 1 м труб: не менее 2,39 кг |
Комиссия Свердловского УФАС России проанализировав установленное описание объекта закупки приходит к выводу, что по п. 1 "Бетон" ГОСТ 26633-2012 переадресовывает к ГОСТ 8267-93, в соответствии с п. 3.5.2.1 ГОСТ 26633-2012, "в качестве крупных заполнителей для бетона применяют щебень и гравий из плотных горных пород ГОСТ 8267-93", в соответствии с п. 4.5 ГОСТ 8267-93 показатель "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" содержание зерен слабых пород в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимости не должно быть более 10 % по массе (Таблица 7.).
По п.3 "Труба" единицы измерения плотности стали установленные в документации об аукционе соответствуют Таблице 1 ГОСТ 8732-78 и плотность стали принята равной 7,850 г/см, что не противоречит требованиям техническому заданию аукционной документации.
По п. 6 "Труба" в соответствии с п. 1.5 ГОСТ 3262-75 показатель "кривизна труб на 1 м длины" не должна превышать: 2 мм- с условным проходом до 20 мм включительно; 1.5 мм- с условным проходом свыше 20 мм, участники закупки при указании условного прохода 25 мм указывают показатель "кривизна труб на 1 м длины" не превышает 1,5 мм, что не противоречит требованиям техническому заданию аукционной документации.
Таким образом, описание объекта закупки в части установленных требований к использованию товара носит объективный характер и соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, позволяет предложить товар, используемый при производстве работ, соответствующий указанным характеристикам.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и п. 1.11 аукционной документации объектом закупки является "Разработка рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Комплекс объектов внеплощадочной инфраструктуры индустриального парка "Богословский" в городе Краснотурьинске.
Пунктом 9 Раздела I: "Технического задания" в Части II. "Описание объекта закупки" документации об аукционе установлено "Задании на разработку рабочей документации" (п. 1.1), в соответствии с которым в состав работ установлены показатели для проектирования: "Разработка рабочей документации в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы и достоверностью определения сметной стоимости строительства объекта".
Пунктом 1 Раздела I: "Технического задания" в Части II. "Описание объекта закупки" документации об аукционе установлено "Задание на выполнение строительно-монтажных работ" (п. 1.2), в соответствии с которым необходимо выполнить работы по строительству комплекса объектов внеплощадочной инфраструктуры индустриального парка "Богословский" в городе Краснотурьинске Свердловской области согласно разработанной рабочей документации: отопительно-производственной котельной и наружного газопровода; КПП; хозяйственно-питьевого водопровода от точки подключения на пересечении ул. Октябрьская и ул. Фрунзе, вдоль шлам хранилища N 3 по ул. Фрунзе по ограждающей дамбе от чаши накопителя до территории индустриального парка "Богословский", сети связи (телефонизация, воздушная волокнисто-оптическая линия интернет-связи); производственно-противопожарного водопровода с камерами опорожнения и устройством переходов под ж/д и автодорогами; промышленно-ливневой напорной канализации до существующей станции нейтрализации очистных сооружений промышленно-дождевых сточных вод; подъездной автодороги V-в категории с твёрдым покрытием от ул. Фрунзе до запроектированной газовой котельной; трубопровода хозяйственно-бытовой канализации от границы площадки индустриального парка "Богословский" до колодца подключения к самотечному коллектору бытовой канализации от площадки котельной; сетей электроснабжения. Иные работы, необходимые для ввода комплекса объектов в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 14.1 Части I "Общая часть" аукционной документации установлены требования, предъявляемые к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона, в том числе: наличие действующего свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в соответствии со статьей 55.8., частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разделом III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
п.33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
п.33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно;
п.33.5. Объекты теплоснабжения;
п.33.6. Объекты газоснабжения;
п.33.7. Объекты водоснабжения и канализации;
Примечание 1: Участник закупки, должен являться членом саморегулируемой организации и иметь действующее свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта по вышеуказанным видам работ, выданное саморегулируемой организацией: позволяющее ему осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей (основание: п. 4 ч. 7 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации), или позволяющее ему осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей (основание: п. 5 ч. 7 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации), или позволяющее ему осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (основание: п. 6 ч. 7 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Примечание 2: В случае предложения участником закупки цены контракта, пятьсот миллионов рублей и менее, такой участник закупки вправе предоставить в составе заявки копию действующего свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта по вышеуказанным видам работ, выданное саморегулируемой организацией, позволяющее ему осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (основание: п. 3 ч. 7 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст.52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч. 1 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 указанной статьи.
Согласно ч. 2 ст.48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Частью 13 ст.48 ГрК РФ установлено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий, по которой осуществляется строительство объектов, организуется и проводится государственный строительный надзор и строительный контроль (технический и авторский надзор).
Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываться в задании на проектирование и соответствовать проектной документации для возможности реализации в процессе строительства тех решений (архитектурных, технических и пр.), которые содержатся в самой проектной документации.
В связи с тем, что на сегодняшний день строительство объектов производится в основном на основании рабочей документации, к ее подготовке должны быть допущены хозяйствующие субъекты, имеющие в своем штате работников с необходимой квалификацией и опытом работы по соответствующему профилю, обладающие оборудованием для проведения данных работ, а также имеющие систему имущественной ответственности перед потребителями за качество проведенных работ, в том числе систему страхования гражданской ответственности.
Необходимо также отметить, что качество подготовки рабочей документации напрямую влияет на показатели таких характеристик объекта капитального строительства, как безопасность, качество, долговечность, энергоэффективность и другие.
Таким образом, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, поэтому определение термина "рабочая документация" Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Министерством регионального развития РФ.
Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее по тексту - Приказ), установлено, что для осуществления работ по строительству и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации (данная позиция подтверждается письмом Госстроя от 13 мая 2013 г. N 3991-БМ/11/ГС "О необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемым организациям в области проектирования").
Таким образом, в нарушение п. 1 ч.1 ст. 31, п.2 ч.1, ч. 3 ст.64, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документация об аукционе не содержит требования к участникам аукциона в части наличия свидетельства, выдаваемого саморегулируемой организацией (СРО) о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Относительно включения в один объект закупки работ по организации строительства (строительно-монтажные работы) и разработке рабочей документации Комиссия приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Пунктом 11 части II "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено, что генподрядчик выполняет следующие основные функции, в том числе:
- разработка рабочей документации на строительство;
- подготовительные работы на строительной площадке;
- строительно-монтажные работы (СМР) по автопарковке (стадия "П") (шифр 14-245.00-, 2014г).
В соответствии со ст. 758 Гражданского кодека Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с п.1 ст. 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст. 740 ГК РФ установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с п. 2 ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с п.1 ст.743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
Учитывая, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ), которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, то условия исполнения контракта в части объема выполняемых строительно-монтажных работ могут быть определены после разработанной заказчиком проектной документации и на ее основе - рабочей документации, при этом заказчик самостоятельно оговаривает необходимость разработки рабочей документации заданием на проектирование.
Таким образом, отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, потребительским свойствам, требований к результатам работ, заложенных в рабочей документации, разработка которой является необходимым условием для реализации тех решений, которые заложены в проектной документации, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта, в части расчета цены и объемов работ по выполнению строительно-монтажных работ.
Кроме того, частью 1 ст. 95 Закона о контрактной системе также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных Законом о контрактной системе.
При этом, Комиссий установлено, что в соответствии с ч.1 ст. 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 15 ст. 48 ГрК РФ, проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Пунктом 3.4 Положительного заключения государственной экспертизы на строительство комплекса объектов внеплощадочной инфраструктуры индустриального парка "Богословский" в городе Краснотурьинске от 19.06.2014г. N 66-1-5-0268-14/14-0267-1., опубликованного на официальном сайте в составе аукционной документации, определенно, что сводным сметным расчетом не учтены затраты на технологическое подключение к инженерным сетям, первоначальное оснащение административно-бытовых помещений котельной, оборудованием, мебелью.
Согласно письму администрации Городского округа Краснотурьинск от 19.05.2014г. N 542 плата за технологическое присоединение не предусмотрена.
В соответствии с письмом Администрации Городского округа Краснотурьинск от 17.6.2014 N 668 оснащение котельной будет осуществляться за счет средств эксплуатирующей организации, ввиду чего соответствующим органом выдано положительное заключение.
Вместе с тем, п. 1.1 "Задания на разработку рабочей документации" Раздела I: "Технического задания" в Части II. "Описание объекта закупки" документации об аукционе установлены, требование о необходимости при разработке рабочей документации в сводном сметном расчете предусмотреть расходы на технологическое присоединение к системам инженерного обеспечения, а также затраты на проведение пусконаладочных работ.
Также п. 1.2 "Задания на выполнение строительно-монтажных работ" Раздела I: "Технического задания" в Части II. "Описание объекта закупки" документации об аукционе установлены требования о выполнении иных работ при производстве строительно-монтажных работ для ввода комплекса объектов в эксплуатацию.
Таким образом, описание объекта закупки в части наличия затрат, предусмотренных в сводном сметном расчете необходимых для технологического присоединения комплекса объектов, и позволяющих в конечном итоге ввести объект в эксплуатацию, нарушает п. 1 ч.1 ст. 33 и вводит участников закупки в заблуждение относительно того сметного расчета, в соответствии с которым необходимо выполнить строительно-монтажные работы, после согласования с соответствующим органом (п.14 "Задания на разработку рабочей документации").
В соответствии с ч. 1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальные предприниматели или юридические лица вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией (далее также - СРО) свидетельства о допуске к таким работам.
Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ (ч. 4 ст. 48 ГрК РФ).
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ (ч. 2 ст. 52 ГрК РФ).
Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом, установлено, что для осуществления работ по строительству и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
В соответствии со статьей 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
Таким образом, исходя из положений как ГрК РФ, так и ГК РФ контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), а контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, принятому и введенному в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст услуги по проектированию строительной продукции входят в группу 74.20 "Услуги в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и смежных областях". Вместе с тем, работы в области строительства относятся к группе 45 "Работы строительные".
Таким образом, заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки работы на ряду с выполнением строительно-монтажных работ и работы по разработке рабочей документации, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, пп. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, ч. 2 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч.3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 ст. 31 Закона о контрактной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление), предъявляются при выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, а именно:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Постановлением установлено, что документами подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Таким образом, ввиду объедения в один объект закупки работ по разработке рабочей документации, относящихся к проектным работам, и работ по организации строительства, заказчиком искусственно созданы условия для участников закупки, при которых не установлены обязательные дополнительные требования в части наличия соответствующего опыта работ, установленные ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановлением, при этом извещением о проведении о закупке предусмотрено выполнение виды работ строительных по коду 45 (ОКПД) ОК 034-2007 на сумму 400 миллионов рублей.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ЗАО "Лига" признать необоснованной.
2. В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области нарушений Закона о контрактной системе не выявлено,
3. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства" выявлены нарушения п. 1 ч.1 ст. 31, п.1 ч.1 ст.33, п. 1, 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление капитального строительства", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 сентября 2015 г. N 1148-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2015